Анна Захарова
Мастер-класс для педагогов «Изготовление шумовых инструментов из подручных материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас.
Надеюсь, что сегодня мы с вами проведем время с пользой.
Дошкольное детство – самый неповторимый, самый замечательный и самоценный период в жизни человека. Именно в это время начинает развиваться личность ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, оказывает благотворное влияние на общее эстетическое, моральное и физическое развитие.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Изготовление шумовых инструментов из подручных материалов“» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно в музицировании у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ.
Не секрет, что у ребё нка игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска. Поддерживать этот интерес под силу нам взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Цель приобщения детей к игре на ударных и шумовых инструментах проста – с помощью аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Создать ударные и шумовые игрушки - инструменты можно самостоятельно. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Сказки могут обыгрываться, как и известные детям, такие как «Колобок», «Теремок» и другие, а так же - и собственного сочинения.
Благодаря использованию инструментов сказка должна стать более интересной и яркой. Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти, речи и фантазии у дошкольников.
С помощью сказок-шумелок осуществляется комплексное развитие ребё нка:
1. Ребёнок реализует свои представления в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
5. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
Ход проведения мастер-класса :
Сегодня мне хотелось рассказать о шумовых музыкальных инструментах, которые можно изготовить из подручного материала. Наполнитель и подручные материалы могут быть разными. Это зависит от того какой и с каким звуком вы хотите изготовить музыкальный инструмент.
Шумовые музыкальные инструменты должны быть красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей. Сегодня я хочу поделиться опытом изготовления ярких и самобытных инструментов для детского музицирования. Давайте посмотрим, какие же необыкновенные шумовые музыкальные инструменты можно изготовить из подручного материала.
(презентация с готовыми музыкальными инструментами, и поэтапное изготовление инструментов своими руками).
1 слайд: название презентации
2слайд: Перед вами перечень музыкальных инструментов, которые мысегодня будем изготавливать :
Слайды: Для того чтобы изготовить ….
Перед вами самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые вы видели на презентации, изготовленные из подручного материала.
Сегодня я предлагаю вам изготовить музыкальные инструменты из того материала, который лежит у вас на столе.
Проявите фантазию и креативность.
А сейчас я предлагаю, вам, обыграть сказку шумовыми музыкальными инструментами, вашего изготовления. Сказка называется Слайд: «Мышиная история». Каждое действие сказки мы будем обыгрывать музыкальным инструментом.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ ШУМОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ»
Наступила красивая пора года – золотая осень.
Подул ветер (ДУЕМ В БУТЫЛКУ,
стал моросить дождик (ЗВЕНИМ В САМОДЕЛЬНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК,
застрекотала сорока (ИСПОЛЬЗУЕМ ПОГРЕМУШКУ-РОГАТКУ).
Когда дождик закончился, и выглянуло солнышко, мышки стали бегать весь день туда и сюда и собирать запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ)
Мышки заносили зернышки в норку и складывали их в кучку, зернышки шуршали и рассыпались (ЗВЕНИМ В САМОДЕЛЬНЫЙ БУБЕН).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ).
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (ПРОВОДИМ ОДИН РАЗ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки. (ИСПОЛЬЗУЕМ ТРЕЩЕТКУ)
Грызли зёрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)где им было тепло и уютно.
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ и ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ).
Можно с уверенностью сказать, что игра на ударныхи шумовых инструментах предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальности, позволяет удивительно быстро приобщить ребёнка к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Слайд: А вот так мы весело обыграли эту сказку с нашими ребятами.