Ирина Ващенко
Изготовление народного северного костюма из подручных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Композиция народного северного костюма
Цели:
*Помочь в организации занятий по приобщению учащихся к богатству древнерусской художественной культуры, ее истокам, национальному своеобразию, самобытности;
*Формирование культурно-исторической памяти, понимания роли русской культуры в мировом художественном процессе;
*Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма;
Публикация «Изготовление народного северного костюма из подручных материалов» размещена в разделах
- Костюмы и маски своими руками
- Народная культура, фольклор
- Народы севера
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Поделки из бросового материала
- Темочки
*Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
Задачи:
*Воспитание у учащихся эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на явления прекрасного в жизни и искусстве;
*Формирование устойчивого интереса к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;
*Развитие творческой активности, образного и конструктивного мышления учащихся;
*Формирование умения выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;
*Совершенствование навыков работы с графическими и живописными материалами, конструирования из бумаги предметов и украшения их декоративными деталями;
*Введение в активный словарь учащихся «старинных» слов и понятий;
*Развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности.
Девичий костюм. Архангельская губерния.
Девичий костюм Архангельской губернии состоял из сарафана, рубахи «рукава невесты» и головного убора – венца.
Одним из важнейших элементов праздничной одежды девушки был нарядный сарафан. По синему полю сарафана набиванника рассыпаны ярко-оранжевые кружочки на тонких серебристых веточках.
Рубахи шили из домотканого холста – льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из цельных полотнищ) и составными, как в костюме архангельской девушки.
Девичий венец архангельской девушки украшен золотошвейным узором, жемчугом и жемчужной сеткой. Такие драгоценные венцы, повязки заказывали специальным мастерам, умевшим шить золотом и низать бисером и жемчугом.
Женский костюм. Олонецкая губерния.
Белый плат, головной убор, шугай с сарафаном, перлы составляют женский костюм.
Сарафан с шугаем теплого серебристо-бежевого цвета. Шугай мог быть верхней или горничной, домашней одеждой с длинными рукавами.
Каргопольский кокошник расшит перламутром, серебряными и золотым нитями и жемчугом, жемчужная сетка-поднизь опускается на лоб, почти до бровей. Белый миткалевый плат украшен крупным золотошвейным узором, особенно богато расшит угол, опускающийся на спину. На шее перлы – много рядов мелкого речного жемчуга.
Костюм просватанной девушки. Вологодская губерния.
Сарафан с «букетом», узорчатая душегрея с золотой отделкой, белая тонкая рубаха, шитый золотой и серебряными нитями кокошник-борушка с алым верхом, шейное украшение и плат расшитый золотыми и серебряными цветами – вот праздничный наряд молодой жены из Вологодской губернии.
Платок, заправленный за лямки сарафана, - белый с алой сборчатой полоской ткани по краю. Такая же сборчатая полоса украшает рубаху на запястьях, а более широкая – из передника, завязанного под грудью. Под передником надет сарафан-набиванник из темно-синей ткани с отделкой по подолу из желтой ленты и из полосы красной сборчатой ткани.
На голове повязка с колпачком, которую могли носить только просватанные девушки-сговоренки. В колпачок, прикрепленный к повязке, убирали косу. На повязке золотыми нитями вышиты стилизованные деревья – тонкие стебельки с листочками.
Женский костюм. Ярославская губерния.
Женский костюм Ярославской губернии состоит из рубашки, сарафана, душегреи, кокошника и фаты.
Силуэт кокошника напоминает островерхое обрамление окна одного из самых красивых храмов города. Травы на кокошнике вышиты золотыми нитями, его украшает мелкий речной жемчуг. Кокошники делали жесткими из проклеенного или простеганного холста (иногда для основы использовали картон) и обтягивали шелком, парчой, атласом, бархатом.
Вот таким способом, из подручных материалов, можно изготовить наглядное пособие для изучения с детьми народных костюмов не только севера, но и всей России.