Эмирбекова Диана
Мастер-класс для педагогов «Использование кинетического песка как средства развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Использование кинетического песка как средства развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Эмирбекова Д. Э
Цель мастер класса :
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование кинетического песка как средства развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-предоставление опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через использование игр-экспериментов с кинетическим песком.
Задачи:
-повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности младших дошкольников через экспериментальную деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно - образовательном процессе экспериментальной деятельности для развития познавательной активности младших дошкольников.
Методы и приемы: репродуктивный, практический.
Оборудование: подносы, игрушка - Фея, игрушка- бабушка, кинетический песок разных цветов, формочки для песка, мелкие игрушки, формы для песка, цветные камни, кубики, геометрические фигуры, игрушки зверят.
Предварительная работа: обработка специальной литературы.
Количество участников: неограниченно.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема моего мастер-класса «Использование кинетического песка, как средства развития познавательной активности в детском саду»
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!» Работа с кинетическим песком - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях.
Кинетический песок, сравнительно недавно появившийся материал, предназначенный для работы с детьми разного возраста. Он объединяет в себе свойства песка и пластилина, позволяет детям возводить разнообразные постройки, способствует развитию мелкой моторики, познавательного интереса, стимулирует желание экспериментировать, развивается тактильная чувствительность, творческое воображение, элементарные навыки общения.
Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из кинетического песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее свойство кинетического песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Кинетический песок визуально похож на обычный влажный песок, но на ощупь мягкий и пушистый. Он легко поддается формовке и хорошо сохраняет форму. Важная особенность такого песка — частицы искусственного материала не рассыпаются по комнате и не остаются на одежде.
Кинетический песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что положительно сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма.
В состав кинетического песка входит смесь кварцевого песка (98%) и силиконовая добавка Е900 (2%). Песок безопасен для детей, поскольку в нем не живут бактерии, он не вызывает аллергии и не ядовит. Безопасность кинетического песка доказана множеством лабораторных испытаний.
В процессе игр с кинетическим песком дети заинтересованы и увлечены, могут долгое время играть с ним. Дети лепят из кинетического песка разные куличики, катают шарики и колбаски, оставляют отпечатки колючими мячиками, пальчиками, фигурками животных, лепят башенки, разрезают готовые куличики стеками, а также выкладывают дорожки из разноцветных стёклышек, пробочек, проводят опыты и исследования по определению свойств песка и сравнивают кинетический песок с обычным песком.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Дети - прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, поступающей от взрослого.
Задача педагогов – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения опыта или эксперимента оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно, чтобы ребенок не только сам совершил конкретные действия с объектом, но и решил задачу, обнаружив существенные отношения
Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, нами была сформулирована цель работы: развитие познавательной активности и познавательного интереса детей младшей группы в процессе экспериментирования с кинетическим песком.
Я предлагаю вам поэкспериментировать и побыть немного детьми.
Мы оправляемся в путешествие.
Посмотрите, что нам фея приготовила, давайте посмотрим, что в нем лежит. Это же разноцветные комочки, как выдумаете, что это такое. (ответы). Это волшебный песок. Предлагаю его посмотреть, потрогать и понять, что же с ним можно делать, для чего он нужен.
Игра- эксперимент «Здравствуй песок»
Цель: знакомство со свойствами кинетического песка.
Ход: воспитатель показывает тарелочки, на которых лежит песок. Что с ним можно сделать?
- Потрогать, помять, погладить, лепить, раскатать.
Значит из этого песка можно лепить.
-Давай для бабушки слепим пирожки и разложим их по тарелочкам (Обратите внимание, если бы у нас был цветной песок, то мы бы могли разложить пирожки по тарелочкам, которые соответствуют их цвету.)
«Длинные —короткие дорожки»
Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка- держит форму.
Оборудование: кинетический песок, домик из кубиков, мелкие игрушки.
Ход: предложите пальцем нарисовать дорожку на песке, при этом сильно надавив на него. (более в старших группах дети могут нарисовать пальцем домик и дорожки к этому домику)
«Выложи узор из цветных камней»
Цель: дать представление о свойстве кинетического песка-пластичность, развивать умение распределять рисунок по всей поверхности, способствовать активизации творческой активности.
Оборудование: кинетический песок, подносы, камни
Ход: предлагаю для феи выложить узор из волшебных камней.
ОПЫТ «МЫ – КОНДИТЕРЫ»
Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держит форму;
Приготовим гостинцы для Феи
Опыт «Кнопочки»
Цель: закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставляет отпечатки на песке; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.
Опыт «Наши ладошки»
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве песка - оставляет отпечатки; развитие тактильного восприятия, формирование нестандартного творческого мышления.
Опыт «Узоры на песке»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами кинетического песка, расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы. развитие зрительно-моторной координации, воображения.
Опыт «Прятки»
Цель: развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности.
Опыт «Трафареты»
Цель: продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка-сохранять форму отпечатка. Учить пользоваться трафаретами.
Оборудование: кинетический песок, формы для отпечатков
Ход: предложить надавить на трафарет и посмотреть, отпечатается ли он на песке, взять в руки, понаблюдать, не рассыпалась ли фигура.
«Что выше?»
Цель: знакомить со свойствами кинетического песка-способность слипаться, пластичность, развитие сосредоточенности.
Оборудование: кинетический песок, подносы
Ход: предложить слепить высокую и низкую башенку.
Опыт «Фигуры»
Цель: продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка-оставлять отпечатки и держать форму, закреплять название геометрических фигур.
Оборудование: кинетический песок, геометрические фигуры разных цветов, образцы фигур из бумаги
Ход: предложить посмотреть на фигуру из бумаги и выбрать такую же (одинакового цвета и величины) и отпечатать ее на подносе.
«Играем в сказку»
Цель: закрепление свойств кинетического песка.
Оборудование: кинетический песок, деревянные животные, поднос.
Ход: предложить оживить сказку, слепить дорожки, домик, деревья и обыграть ее.
Таким образом, делается вывод, что кинетический песок нельзя сыпать струйкой, он хорошо лепиться, оставляет следы, отпечатки, из него можно сделать постройку;
Дети знакомятся с правилами и способами работы с песком;
Учатся создавать собственные песочные композиции.
Следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка к познавательной активности, создавать благоприятный эмоциональный фон.
Лев Семё нович Выготский говорил: «Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».
Пусть это будет нашим девизом в работе и воспитании детей.
Спасибо!