Ксения Пичкурова
Мастер-класс для педагогов «Использование игр с кинетическим песком в коррекционной работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер - класса : повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме использования кинетического песка в коррекционной работе учителя-логопеда путём изучения теоретических аспектов и игровой практики.
Задачи:
расширить, углубить знания педагогов о песочной технологии как об одном из направлений арт-педагогики;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование игр с кинетическим песком в коррекционной работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Кинетический песок
- Логопедические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2020
познакомить педагогов с вариативностью игр и упражнений с использованием кинетического песка, направленных на коррекцию нарушений речи у детей дошкольного возраста;
способствовать практическому овладению методами использования кинетического песка для последующего применения в практической деятельности.
Ожидаемые результаты мастер-класса
понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии;
практическое освоение методикой игр и упражнений;
активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Девиз мастер-класса : «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: Я не умею, не научусь!»
Принцип мастер-класса : «Я знаю, как это делать, и научу вас».
Ход мастер - класса.
I. Теоретический блок.
1. Вступительная беседа.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы с Вами работаем в детском саду, а значит, знаем о детях всё или почти все. Скажите, чем больше всего любят заниматься дети? Конечно же, играть! А какая, по Вашему мнению, самая лучшая игрушка для детей? (ответы).
Да, все названные Вами игрушки без сомнения хороши. Но вот Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». И я не могу с ним не согласиться. Поэтому, я активно использую в своей работе с детьми игры с песком. И хочу познакомить Вас с вариативностью использования кинетического песка в коррекционной работе учителя-логопеда.
1.1. Актуальность
Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Год от года число детей с ТНР возрастает. Наряду с нарушением звукопроизношения у таких детей недостаточно развито внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни дошкольники склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют грубость, непослушание, двигательное беспокойство, которое усиливается при утомлении. Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки [8].
Кроме того, у многих дошкольников с ТНР моторика отличается общей неловкостью, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется обширный практический материал по речевому развитию ребенка, а также широкое распространение получают нетрадиционные методы и направления. Одним из таких направлений является песочная технология, включающая различные игры с кинетическим песком.
1.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды при работе с кинетическим песком.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Для работы с кинетическим песком были изготовлены специальные столы с крышками предотвращающие пересыхание песка, непосредственно сам песок и различные формочки.
Количество песка, используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения (индивидуально или фронтально, а также от направления работы.
Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам.
Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
Подбор материала для игр не оказался обременительным, т. к. каждый ребёнок с большим желанием старался поделиться фигурками из киндер - сюрпризов, деталями конструкторов, ракушками, камушками и т. д. Если все же для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, можно использовать заламинированные картинки.
1.3. Условия и правила работы с песком.
Условия организации игр-занятий с песком :
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.
Правила игры с песком :
1. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
3. Нельзя бросать песок, в людей – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
5. После игры с песком – помой руки!
6. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
7. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Правила поведения.
Здесь нельзя толкаться, драться
И песком в друзей кидаться!
Можно мять песок, катать,
Можно сказки сочинять.
Строить, рисовать, лепить,
И, конечно, говорить!
Организация игрового процесса начинается:
• с демонстрации песочницы и фигурок;
• со знакомства с правилами игр на песке, ритуалом входа в игру;
• с формулировки инструкций к играм;
• завершение занятия, ритуал выхода.
1.4. Виды игр.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
Использование игр с песком весьма эффективно.
1.5. Возможности песка.
Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:
• песок – очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
• песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
• песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
• песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях (в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка);
• песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.
• Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.
• Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
1.6. Эффективность использования.
Влияние игр с песком на развитие ребенка.
Опыт работы показывает, что игра с песком (в качестве одного из методов коррекционного воздействия) дает положительные результаты:
- снимают мышечную напряжённость;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
- повышают мотивацию в работе над звукопроизношением, просодикой и развитием речи в целом;
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Кроме того, игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; на занятиях нет места монотонности и скуке;
Заключение.
Опыт работы показал, что использование песка дает положительные результаты:
-у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми с ТНР.
Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок будет творить и придумывать что-то свое! Необычная и непривычная структура кинетического песка порождает творчество и будит фантазию причем не только у детей!
В логопедической практике активно использовать кинетический песок можно, на различных этапах занятия, преследуя разные цели: совершенствование фонематических процессов, развитие мелкой моторики, развитие воздушной струи, совершенствование звукопроизносительной стороны речи, слоговой структуры и т. д.
II. Практический блок.
В одном сказочном лесу жили рысенок по кличке … (участник придумывает кличку рысенку со звуком Р) и лисенок по кличке … (участник придумывает кличку лисице со звуком Л).
Интересные имена у наших героев. Но еще интереснее то, что дни рождения у этих друзей были в один день. И вот их мамы испекли два торта и предложили им, загадав желания задуть на праздничных тортах свечи.
Игра «День рождения» (развитие просодической стороны речи).
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: ребенок лепит из песка кусочек торта. Логопед вставляет в торт свечку и просит ребенка задуть свечку.
В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.
После того как они задули свечи на своих тортах. Им, конечно же, подарили… подарки. Рысенок … получил мяч розового цвета, а лисенок … оранжевого.
И они сразу же побежали играть с новыми мячами на полянку.
Игра «Гольф» (развитие просодической стороны речи).
Цель: развитие силы воздушной струи и умение направлять ее; активизация губных мышц.
Ход игры: логопед делает из песка поле для гольфа с одной или несколькими лунками.
Ребенок дует на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в лунку.
Они так заигрались, что совсем не заметили, как на поляне появился красивый конь, который цокал большими копытами.
Игра «Лошадка» (коррекция произносительной стороны речи).
Цель: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Ход игры: щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
Конь, уходил все дальше и дальше, а цокот его копыт становился все тише и тише.
Но вскоре на поляне появился большой пес, который грозно прорычал в сторону Лисенка и Рысенка и пошел дальше…
Игра «Сильный мотор» (коррекция произносительной стороны речи).
Цель: закрепление правильного произношения изолированного звука.
Ход игры: произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку.
Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
Вслед за псом бежали два щенка, они тоже рычали на наших друзей, но уже не так громко.
Игра «Слабый моторчик» (коррекция произносительной стороны речи).
Цель: закрепление правильного произношения изолированного звука.
Ход игры: произносить Р (мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку.
Щенки бегали по дорожкам веселились и рычали…
Игра «Дорожки»
Цель: закрепление правильного произношения изолированного звука.
Ход игры: ребенок скользит по дорожке из песка с помощью игрушки, и произносить изолированный звук (Собачка рычит).
Рысенок и Лисенок тоже решили немного пошалить. Они стали прыгать с пенька на пенек и повторять за щенками.
Игра «Пеньки» (коррекция произносительной стороны речи).
Цель: закрепление правильного произношения звука в слогах.
Ход игры: произносить различные слоги с отрабатываемыми звуками, прыгая по слепленным пенечкам.
Ра-ро-ру-ры-рэ Ри-ре-рю-ря-рё Ла-ло-лу-лы-лэ Ли-ле-лю-ля-лё
Ар-ор-ур-ыр-эр Ир-ер-юр-яр-ёр Ал-ол-ул-ыл-эл Ил-ел-юл-ял-ёл
Но вдруг прыгая на очередной пенек, Лисенок заметил под кустом яркую коробочку. Друзья решили заглянуть в нее. Там были красные формочки. Для чего же они нужны? Как вы думаете? (можно сделать при помощи них куличи). Рысенок решил взять все формочки в названиях которых есть звук Р, а Лисенок, все формочки, в названии которых звук Л. Речевой материал: (собака, медведь, елка трактор, человек, грузовик, утка, бабочка).
Игра «Куличик» (совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах; развитие фонематического слуха.
Ход игры: логопед просит у ребенка выбрать формочку, в названии которой есть звук [с] и слепить с помощью нее куличик.
Лисенок хвастунишка стал хвастаться перед Рысью: «Это мой человечек, это моя елка».
А рысенок стал хвастаться перед Лисенком: «Это мой грузовик, это мой трактор».
Игра «Мой, моя» (формирование и совершенствование грамматического строя речи).
Цель: совершенствовать навык согласования притяжательных местоимений «моя», «мой» с именами существительными.
Ход игры: логопед демонстрирует ребенку разные формочки и просит слепить из песка такие фигурки, которым можно сказать «Он мой» или «Она моя».
Тогда лисенок стал прятать свои куличи и хвастаться: «А мой человек теперь спрятался за деревом, а елка теперь находится… Подумайте, что и где можно спрятать?».
Игра «Кто, где?» (формирование и совершенствование грамматического строя речи).
Цель: совершенствовать навык употребления предлогов «над», «под», «между».
Ход игры: ребенок делает из формочек куличики, расставляя их по три куличика в два ряда. Логопед задает вопросы:
- Этот куличик находится над самолетом. Это …
- Этот куличик находится под рыбкой. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между.
В тот момент, когда они уже не знали, куда спрятать свои куличи на ель прилетел и сел дятел.
Он стал произносить сначала слоги, затем разные слова, а Рысенок … превратил свои куличи в горку и стал прятать лапки в песок, услышав, слова со звуком Р. Лисенок… стал повторять за рысенком, но только он прятал лапки тогда, когда дятел произносил слова со звуком Л.
Речевой материал:
Р Л Л-Р
Баранка вокзал тарелка
коробка заколка корабль
макароны ласточка карусель
барабан футбол карамель
Игра «Спрячь ручки» (совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза).
Цель: закрепление умения дифференцировать звуки; развитие фонематического слуха.
Ход игры: спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
Лисенку … скоро надоело просто прятать лапки, и он решил украсить свою горку разноцветными камнями, лежавшими рядом. Когда дятел произносил слова, в которых звук Л был твердым, лисенок брал синие камни, а когда мягким – зеленым. Рысенок, посмотрев на красивую горку Лисенка, решил украсить камнями и свою горку.
Речевой материал:
ЛЬ
пальма
мальчик
тюльпан
Л
палата
калоши
болото
палуба
каналы
Л-Р
карандаш
фиалка
мармелад
муравей
луковица
вертолёт
Рь
коряга
перина
сухари
курица
берёза
огурец
р
баржа
карта
парта
корка
норка
зерно
Игра «Выложи узор» (совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза).
Цель: закрепление умения дифференцировать звуки (по принципу твердый - мягкий); развитие фонематического слуха.
Ход игры: дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
И в тот момент, когда Лисенок положил синий камень, к ним подошли зебра и лев. У них беда, они не могут уехать домой, в жаркую Африку. И просят Лисенка и Рысенка помочь им. Чтобы попасть домой им надо сеть на поезда с определенным количеством платформ. А для этого надо знать, сколько слогов в названии каждого животного.
Игра «Полоски» (развитие и совершенствование слоговой структуры).
Цель: совершенствовать навык определять количество слогов в словах.
Ход игры: ребенок чертит на песке столько полосок, сколько их в названии каждого животного.
Ну вот, теперь мы знаем, что зебре надо сесть на поезд с двумя платформами, а льву с одной.
Игра «Паровозики» (развитие и совершенствование слоговой структуры).
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Ход игры: педагог предъявляет ребенку паровозики с 1-ой, 2-мя и 3-мя платформами и объясняет, что он может положить картинку или игрушку с одним слогом в паровозик с одной платформой и т. д.
Далее можно усложнить задание и попросить ребенка самому придумывать слова с нужным количеством слогов.
Теперь они точно смогут добраться домой. Только лев и зебра забыли свои мешочки с подарками для своих близких. Поможете загрузить подарки на платформы?
Для этого необходимо разместить мешки с подарками на платформах соответственно звуковой схемы слов: зебра, лев.
Игра «Воздушные шарики» (совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза).
Динамическая пауза.
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры: ребенку предлагается помочь какому-нибудь герою. Для этого необходимо воздушные шарики красного, синего и зеленого цветов (наполненные песком или манкой) расставить соответственно звуковой схемы слова.
Новые друзья попрощались с Лисенком и Рысенком и в знак благодарности подарили мешочек с игрушками.
Лисенок стал хвастаться, что его новый друг Лев может очень быстро бегать и взял из мешочка одну игрушку и спрятал в песок. На что Рысенок возразил: «Лев бегает быстро, а зебра еще… и тоже взял из мешка одну игрушку и спрятал в песке.
Лев большой, а зебра еще.
А Лев …
А зебра. умеет., самая.
Игра «Кто больше назовёт?» (развитие словаря).
Цель: совершенствование навыка употребления прилагательных (слов-признаков, глаголов (слов-действий).
Ход игры: ребёнок подбирает к картинке или игрушке прилагательные (слова-признаки, глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
Но тут Рысенок остановился и спросил у Лисенка: «А какие у тебя там спрятаны игрушки?». На что Лисенок ответил: «Попробуй, отгадай!». И стал описывать каждую из игрушек. (Лисенок описывает игрушки, а рысенок отгадывает). А у тебя какие? (Рысенок описывает игрушки, а Лисенок отгадывает)
Игра «Мой клад» / «Секретики» (развитие связной речи и речевого общения).
Цель: обучение составлению предложений, описательных рассказов о предметах и объектах.
Ход игры: ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
Посмотри,- сказал Лисенок, сколько у нас много игрушек, а мы с тобой лишь хвастаемся и спорим. Все верно,- ответил Рысенок. И совсем забыли про наши мячи, а ведь с ними так весело было играть. Они нашли свои мячики. И на перегонки побежали домой перескакивая кочки и пеньки.
-Я первый!
-Нет, я первый!- лишь слышалось издалека…
Игра «Веселые соревнования».
Цель: Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Ход игры: детям предлагается бегать наперегонки пальчиками через препятствия (разноцветные пластмассовые пробки).
Итог мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования кинетического песка в коррекционных (логопедических) целях.
Следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод коррекции. Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства, но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон на различных этапах коррекции, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Это актуально при организации инклюзивного образования.
Рефлексия.