Галина Мансурова
Мастер-класс для педагогов «Играем с пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Играем с пальчиками – развиваем речь»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами
использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Закрепить умения участников применять полученные знания в практике.
Оборудование:
- Палочки по количеству участников;
- Прищепки;
- Массажный мяч.
Раздаточный материал:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Играем с пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Памятки «Комплекс пальчиковых игр» по количеству участников.
Ход мастер-класса: Уважаемые друзья, сегодня я проведу с вами мастер-класс на тему: «Играем пальчиками – развиваем речь».
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки:
мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные; тряпочки, предметы для исследования, то ребенок получает необходимый стимул для развития.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» Сухомлинский.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле, именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук мною была выбрана пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они им не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, я заметила, что детям они нравятся, малыши эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Еще во II веке до нашей эры китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум.
Активизация участников мастер-класса:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.) Спасибо!
Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение? Тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!
1. Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее раз большим
пальцем. Поменять руки (20 раз) .
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с
большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай
перебирать в руках грецкие орехи);
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы
при обслуживании докучливых клиентов потирают руки).
Наши предки, наверняка, о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
*Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.
*Стимуляция мыслительных функций и речи – это два.
*Заряд положительных эмоций – это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками
обосновались в арсенале ваших игр с детьми.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-ворона». Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
В игре «Сорока-ворона» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
2 часть. Работа с предложенным материалом.
Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.
Вспомним, какие существуют виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры с предметами;
- Активные игры со стихотворным сопровождением;
- Игры-манипуляции;
- Пальчиковые игры на основе сказок;
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
*Первый вид – пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать обыкновенные мячи, массажные; палочки, карандаши. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашами - палочками.
Игра с палочками: (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать)
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики (поочерёдно шагаем палочками по коленям)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху
вниз и ставим на колени)
Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)
Другой ножкой топ-топ, (левой)
На головку сели, песенку запели (ставим палочки на голову, стучим друг об
дружку).
*Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.
Повторяйте за мной:
Как живешь? – Вот так! (большие пальцы подняты на обеих руках)
А плывешь? – Вот так! (гребки руками)
А бежишь? – Вот так! (активные движения согнутых рук)
Вдаль глядишь? – Вот так! (руку козырьком поднести ко лбу)
Машешь вслед? – Вот так! (машущие движения)
Ночью спишь? – Вот так! (сложенные ладошки под щекой)
А шалишь? – Вот так! (кулачками – по щекам)
*Следующий вид пальчиковых игр – это игры-манипуляции. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной
образ. Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить названия таких игр. («Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.). Молодцы, спасибо большое, правильно!
В одну такую игру, коллеги, мы сейчас с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»:
Чтобы пальчики назвать, нужно их пересчитать!
Этот пальчик – Сонечка,
Этот пальчик – Тонечка,
По середочки – Сергей,
Рядом с братцем – Алексей,
А этот – Гришка, пальчик-шалунишка!
*Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает дополнительный эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
*Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, прищепки. Например:
Упражнение «Котёнок - кусака» (выполняется с бельевой прищепкой):
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе.
Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги на ударные слоги стиха.
Первый – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой
сферы.
Затем – средний, он стимулирует работу печени.
Затем – указательный, отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за
голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому
большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «пощипать»,
чтобы активизировать деятельность мозга. После второго двустишья – смена рук.
А сейчас повторим все вместе, приготовились.
Кусается больно котенок - малыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш».
Молодцы, хорошо постарались.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.
Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно
использовать для развития мелкой моторики рук детей.
Уважаемые коллеги, если хотя бы раз в день вы будете выполнять какие-либо пальчиковые упражнения, то ваша нервная система станет спокойней, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их!
3 часть. Рефлексия.
На заключительном этапе мастер-класса мне бы хотелось, чтобы все
участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение, передавая массажный мячик – что Вам понравилось, что не понравилось, было ли Вам интересно.
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.