Екатерина Простомолотова
Мастер-класс для педагогов и родителей по нетрадиционному рисованию «Цветочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг.
Публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей по нетрадиционному рисованию „Цветочные фантазии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Цветы. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2016
Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.
Организуя образовательную деятельность по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Она включает в себя следующие методы обучения:
• информационно-рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический;
• метод проблемного изложения материала.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
• рассматривание;
• наблюдение;
• экскурсия;
• образец воспитателя;
• показ воспитателя.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:
• прием повтора;
• работа на черновиках;
• выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Цель мастер-класса : создать условия для знакомства родителей и педагогов с нетрадиционной техникой рисования ниткография, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
• Познакомить родителей с особенностями нетрадиционного рисования с детьми с ОВЗ школьного возраста;
• Помочь родителям овладеть некоторыми приемами (рисование ниточкой, печатанье листьями, рисование мятой бумагой);
• Показать коррекционную направленность техник рисования для развития детей с ОВЗ;
• Научить родителей создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.
Методы и приемы:
• Рассказ о нетрадиционной технике рисования, о ее значении в развитии творческого мышления детей;
• Показы различных приемов;
• Обучение нетрадиционным приемам;
• Презентация готовых работ, этапов работы
Материал:
• Нитки длинной 20-25 см;
• Листья розы;
• Шаблоны с изображением вазы;
• Гуашь, кисти, лист А4;
• Мольберты.
Актуальность мастер – класса : известно, что рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности ребенка. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывают стремление заниматься рисованием с большим желанием.
Оригинальное рисование помогает ребенку раскрывать свои творческие способности. И совсем не страшно, если ребенок перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатом своего труда. Для детей с особенностями в развитии это возможность реализовать себя по средствам творчества, а родителям найти ключик к вашему особенному ребенку.
Ход работы
1. Приветствие, сообщение цели встречи: Мы собрались, что бы познакомить Вас с нетрадиционной техникой рисования для использования совместной деятельности с детьми.
2. Рассказать родителям о значении рисования во всестороннем развитии ребенка с ОВЗ;
У детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию "заученных" изображений (шаблонов, которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.
Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок ("рисование мыльными пузырями", техника "кляксография", дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности, а также создать психофизиологическую базу для развития речи.
Сейчас мы познакомимся с несколькими техниками нетрадиционного рисования.
3. Предложить педагогам самим нарисовать букет роз в вазе используя различные нетрадиционные техники. Для начала изобразим вазу (печатанье мятой бумагой по трафарету);
бутоны роз рисуем с помощью ниток (нитки складываем вдвое, опускаем в гуашь, за тем выкладываем на лист по спирали, закрываем другим листом и нить вытягиваем).
Стебель дорисовываем пальцем, листья печатаем цветочными листьями (на обратную сторону цветочного листа наносим гуашь, переворачиваем и прижимаем к стеблю).
В процесс рисования включить композицию Моцарта «Вальс цветов».
4. Рефлексия. Выставка рисунков, отметить разнообразие бутонов. Подвести итог: «Наш мастер класс завершен. Надеюсь, что использование нетрадиционных приемов изображения, с которыми мы сегодня познакомились, помогут вам создать дома вместе с детьми замечательные рисунки».