Наталья Езжалова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сам себе логопед»
«Сам себе логопед»
План проведения мастер – класса :
1. Знакомство с целями и задачами мастер- класса
2 Методика обучения воспитателей играм и игровым упражнениям по дыхательной артикуляционной гимнастике.
3. Объяснение и практический опыт способа постановки звука [ш].
4. Знакомство воспитателей с пособиями для занятий с ребёнком по развитию речи и мелкой моторики.
Оборудование: ножницы, цветная бумага, шишки, карандаши, бельевые прищепки,бабочка.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Сам себе логопед“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Организация участников мастер – класса.
Педагоги сидят за столами, в форме буквы «п». На столах расположено оборудование, необходимое для проведения мастер класса
Цель :
Знакомство участников мастер – класса с элементами работы учителя – логопеда.
Задачи:
1. Привлечь внимание участников – мастер –класса к активизации работы с родителями по познавательно –речевому направлению с использованием различных форм.
2. Обучить участников мастер – класса с методам и приемам по активизации познавательной деятельности и развитием речи детей с использованием нетрадиционных техник.
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и их родителями.
Ход мастер – класса :
-Добрый день, уважаемые педагоги! Речь является одной из важнейших коммуникативных функций, нарушение речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических связанных в возрастными особенности, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь логопед.
И именно по этому сегодня мне хочется поделиться с вами опытом работы через организацию мастер - класса «Сам себе логопед» по познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста. Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
— подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата, развитие силы голоса и дыхания);
— этапа появления звука (постановка звука);
— этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных упражнений. Он непрост для детей — они еще очень малы. Поэтому вы, воспитатели, совместно с логопедом, участвуете в коррекционном процессе. Мы должны прикладывать все необходимые усилия для достижения положительных результатов. Сегодня я хочу вам предложить попробовать себя самим в роли логопеда, а именно, мы вместе с вами будет проводить занятие индивидуальное по постановке звука [ш]. Каждый из вас получил листочек определённого цвета, по цветам у нас обозначаются задания, я буду вас вызывать, и мы вместе будем пробовать выполнять задания.
1.-Итак, начнём. Любое индивидуальное занятие начинается с артикуляционной гимнастики. А теперь поднимите руку те, у кого карточка голубого цвета, выходите к нам. Сейчас мы вместе с вами, выполним несколько упражнений, которые мы выполняем.
2.-Следующим этапом будет выполнение дыхательной гимнастики. Ведь иногда причиной неправильного произнесения звуков является недостаточная сила подачи воздуха. Теперь поднимите руки те, кому досталась зелёная карточка. Сегодня мы с вами будет сдувать бабочку, обычно на занятии мы используем упражнение «Фокус», но сегодня мы будем сдувать бабочку, которую мы будем прикладывать на кончик носа, рот приоткрыт, язык прижимается к верхней губе и дуем на кончик носа так, чтобы бабочка взлетела вверх.
Задание выполнить получилось у тех, у кого бабочка взлетела.
3.-Ну что же, мы с вами подготовили наш язычок и можем приступить к постановке звука.
Чтобы постановка прошла в положительной обстановке, нужно её обыграть, к примеру нам на занятие пришла змейка, которую зовут Маша, и она хочет посмотреть и послушать тебя, и узнать – умеешь ли ты шипеть как она.
При правильном произнесении звука язык находится в форме чашечки и прижимается к горлышку, губы округлены, нужно сильно подуть на язык но не опускать и, не расслаблять язычок, зубки слегка открыты. Теперь встанут те, у кого карточки розового цвета, отлично выходите и мы вместе будем пробовать учится произносить звук.
Не нужно переживать и думать, что если звук не получился при первой попытке то он никогда не поставится, это не так, постановка и автоматизация (т. е. введение звука в речь) кропотливый и постоянный труд. Поэтому нужно набраться терпения и выполнять все упражнения и ждать результата. Но нужно помнить, что такую постановку проводит только учитель-логопед, не нужно сегодня приходить домой и пробовать, мы будем постепенно всё делать.
4. -А теперь подведём итог занятия, спросите ребёнка о том, что мы сегодня делали на занятии, что выполняли. Ну и чтобы дать детям немного отдохнуть, давайте отгадаем загадки:
- О ком я говорю:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)