Якуш Ольга
Мастер-класс «Развитие Soft skills компетенций у педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Стегнина Н. С., Якуш О. Е
Целевая группа: педагоги ДОУ
Продолжительность занятия: 2 часа
Оборудование, оснащение: медиа проектор, презентация, рулон бумаги (2 м, бумага формата А4, аудиозаписи с музыкой, цветная самоклеющаяся бумага разных цветов (5цветов, набор для каждой группы педагогов : ножницы, бумага, клей, фломастеры, карандаши, вырезанные ладошки из бумаги на каждого члена мастер-класса, набор вырезанных шляп из картона для каждой группы (синяя, зеленая, желтая, белая, черная, красная, стенд на каждую группу.
Публикация «Мастер-класс „Развитие Soft skills компетенций у педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод мозгового штурма, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.
Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием саморефлексии, прием обратной связи.
Цель – развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через soft skills компетенции
Задачи:
-способствовать личностному росту педагогов;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать навыки эффективного мышления;
-способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
- способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;
- формировать внутреннюю позицию успешного педагога.
1. Организационный момент.
Вводное слово.
Рада всех приветствовать на мастер-классе. Сегодня мы работаем группами (участники делятся на группы).
Приветствие бумажными ладошками.
Сейчас предлагаю вам, используя ладошку, которая есть на столе для каждого из вас, неординарно поздороваться с членами группы. Вы можете раскрасить ее, что-то на ней нарисовать, написать (выполняется приветствие всех участников групп). Время выполнения – 5 минут.
А начать мне бы хотелось словами нашего президента, внимание на экран (Слайд 2) : «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями».
И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем.
Поэтому, наша задача сегодня разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – КАК их можно развить.
2. Основная часть
Перед вами на экране определение Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки, слайд 3) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Другими словами, именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога. Это означает, что личная эффективность уже не бонус или опция, а абсолютный must have для специалиста, претендующего на успешную реализацию в профессии. Об этом же говорится и в Профессиональном стандарте.
И еще один нюанс. Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Считаю, что педагог — это модель мира для ребенка. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках. То есть, важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам, и в какой среде они будут в итоге расти.
Теперь определим, что включает в себя soft skills?
Коллеги, предлагаю каждой группе создать модель «мобильного педагога, наделенного гибкими навыками» и представить ее. На слайде представлены характеристики такого педагога. Ваша задача - выбрать только пять. На все выполнение задания у вас 3 минуты.
На слайде следующие характеристики:
-работа с документами
-эмпатия
-работа с оборудованием, средства обучения
-ИКТ-компетенции
-основы дисциплин
-способность к системному мышлению, креативному мышлению
-эмоциональный интеллект
-установление отношений
-работа в команде
-слушание и понимание собеседника
-навыки убеждения
ораторское искусство
проведение презентаций
ведение дискуссий
решение проблем
принятие решений
лидерство
мотивирование
разрешение конфликтных ситуаций
Группы представляют свои модели.
Предлагаю коллегам оставить наши модели на время. К ним мы вернемся позже.
А сейчас постараемся ответить на вопрос «Как развивать soft skills?»
Перед вами следующий слайд (5, в котором выделено пять навыков, на которые стоит обратить внимание педагогам.
Навык эффективного общения (особенно личного). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления.
Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.
Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.
Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.
Умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.
Как показывает практика, способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность мыслить критически –проблемная зона педагогов. Из всех обязательных составляющих гибких навыков, сегодня остановимся на осознание креативности в себе и её развитии.
Развитое креативное мышление – это точилка для ума, или мышца, которую можно и нужно прокачать. Что мы и сделаем.
Итак, задание первое.
Упражнение «Неожиданные связи»
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.
У каждой группы на столе есть две картинки: у одной группы изображены огурец и поезд, у другой - перец и самокат. Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с этими картинками связный рассказ. На выполнение задания 6 минут.
Пример — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.
Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета. Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».
О чем заставило задуматься это упражнение? (обсуждение по 2 минуты на каждую группу)
Упражнение «Сумка. Нестандартные способы применения»
Цель: развитие креативных и коммуникативных способностей участников; содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Придумайте необычные способы применения для обычного предмета. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.
Для групп задание одно: Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и расскажите, как можно применить их в работе с детьми, родителями (использовать гаджеты запрещено).
Время выполнения задания – 5 минут.
Педагоги, всем известный факт, что рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Поэтому, следующее задание мы будем рисовать.
Упражнение «Сумасшедший архитектор»
Цель: умение работать в команде, принимать решения, развитие творческого мышления.
Каждая группа записывает 10 предметов на лист формата А4: колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска. (Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя).
Необходимо нарисовать рисунок на 2-х метровом рулоне бумаги, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы, связанные в одном сюжете. Можно использовать все, что есть на столах. Во время рисования, каждый педагог рисует то правой, то левой рукой. Это – обязательное условие упражнения.
Время выполнения задания -15 минут.
Упражнение «Друдлы»
Суть заключается в том, что предлагается дорисовать картинку со множеством значений. Для развития креативности нужно найти такое значение картинки, что не сразу приходит на ум.
Цель: развитие креативного, системного, структурного мышления.
Перед вами самый простой друдл (на слайде, посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано.
Задача каждой команды - написать несколько вариантов того, что изображено на рисунке. Варианты не должны повторяться. На одну картинку, может быть дано несколько различных вариантов. Каждая команда, по очереди, предлагает по одному варианту на 1 друдл. Чем больше вариантов даст команда, тем больше баллов она наберет.
Время выполнения 10-15 минут.
Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…»
Цель: развитие воображения, развитие гибкости мышления.
Инструкция: - В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы…», именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. «Кабы я была царица…», «Кабы не было зимы, в городах и селах…», «Если б мишки были пчелами…», «Если б я был султан…» Знакомо? Вспомните детские игры! Согласитесь, тогда мы фантазировали на всю катушку, предлагаю сейчас поиграть в «Если бы…». Каждая команда придумает свой вариант, чтобы закончить предложение, которое начинается с «Если бы…». Засчитывается балл той команде, у которой более оригинальный, но логический ответ.
- Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
- Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
- Если бы все люди стали бессмертными, то…
- Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…
- Если бы я могла летать…
- Если бы я понимала язык животных и растений…
- Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
- Если бы возродился СССР… .
- Если бы пропало слово “если”…
Время выполнения 15 минут.
Упражнение «Арка»
Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи, умение работать коллективно.
Участники команд, используют ножницы и бумагу формата А4, и дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.
Время: 15 минут
Вопросы для обсуждения:
1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
2. Часто ли возникают такие ситуации?
3. Кто подсказал решение или это коллективное?
Упражнение «Шесть шляп мышления» Слайд
Цель: повысить эффективность любой мыслительной работы. В его основе лежит идея о параллельном мышлении.
Упражнение выполняется за счет разделения мыслительного процесса на шесть отдельных режимов – шляп, отличающихся цветом. Аналогично тому, как полноцветная печать делает возможным создать цветную картинку, метод шести шляп предлагает произвести такой же процесс с мышлением. Думание обо всём одновременно должно быть заменено применением различных мыслительных аспектов по очереди. В итоге все аспекты собираются воедино и получается «полноцветное мышление».
В каждой команде назначается модератор, который управляет процессом и следит за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.
Ведущий обозначает вопрос, на который необходимо всей команде найти ответ. Каждый вопрос соответствует определенному цвету шляпы. Таким образом, вся команда «образно» надевает тот цвет шляпы, вопрос которой представлен на слайде. Ответ фиксируется письменно на каждой шляпе. Вопросы для обеих команд – одинаковые и находятся на слайде.
Вся команда работает над ответами на вопросы. Далее, каждая команда представляет свои ответы.
Время работы 10-15 минут.
Упражнение «Закончи модель»
В заключение нашего мастер-класса, предлагаю вернуться к началу наших моделей, в которые вы включили ряд гибких навыков и попробовать расширить получившиеся модели новыми качествами на основе опыта, полученного сегодня. Время работы -5 минут.
Педагоги дорабатывают модели и делятся результатом.
3. Рефлексия.
Коллеги. Пришло время подведения итогов нашей работы и прошу вас ответить на последний вопрос- с какими мыслями, желаниями и настроением вы покидаете мастер-класс? (ответы педагогов)
Выводы. Сегодня мы убедились, что понятие современного педагога –многогранно и имеет преимущественное значение. Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, создавая для этого подходящие условия, где навыки смогут не только продолжать свое формирование, но и отражаться в реальном поведении. По отношению к ребенку воспитатель не может соотноситься с понятием «вчерашний педагог», педагог- ключевая фигура, влияющая на развитие soft skills у детей дошкольного возраста. С какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего- зависит от нас с вами.