Ирина Геннадьевна Беркалова
Мастер-класс для педагогов ДОУ по экспериментированию с дошкольниками «Травянчик»
▼ Скачать
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, использующим в образовательном процессе опытно-экспериментальную деятельность с детьми.
Цель: повышение уровня профессионального мастерства у педагогов в работе с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов;
• Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования;
• Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта;
• Знакомство педагогов с приёмами изготовления экологической игрушки «травянчика»;
• Распространение педагогического опыта.
Как отмечает А. И. Савенков, экспериментирование и исследовательская практика ребёнка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования.
Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.
В начале 2024 года был запланирован проект «Семья на ладошке», посвящённый «Году Семьи». В плане реализации данного проекта было запланировано (апрель 2024года) мероприятие по экспериментальной деятельности «Семья Травянчиков».
С детьми младшей группы был проведён мастер-класс по изготовлению экологической игрушки «травянчика».
Цель мастер-класса: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
- Познавательная: уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян.
- Образовательная: познакомить с последовательностью при посадке семян для выращивания.
- Развивающая: развивать экологическое мышление в процессе проведения мероприятия.
- Воспитательная: воспитывать трудолюбие, ответственность за посаженные растения, желание ухаживать за ними.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.
Для изготовления травянчиков нам потребовалось:
1. Опилки
2. Семена злаков.
3. Капроновые колготки.
4. Ножницы.
5. Цветные нитки.
6. Глазки для поделок.
7. Клей.
8. Ложка.
Изначально было задумано в ходе экспериментальной деятельности изготовить одну игрушку – травянчика. С целью познакомить детей с условиями прорастания семян. Дети сказали, что получившаяся игрушка похожа на папу.
Затем пришла идея совместно с детьми изготовить целую семью Травянчиков. Дополнительно изготовили маму. И уже при совместной работе с детьми изготовили деток-травянчиков.
1. Подготовили из колготок капроновых заготовки и наполнили их опилками.
2. Плотно уложили опилки и сверху посеяли семена злаков.
3. Завязали мешочки.
4. Затем сформировали из получившейся заготовки лицо. Сделали нос и уши.
5. Рассмотрев получившиеся заготовки, дети определили пол детей. После чего детям-травянчикам приклеили глазки, волосы и серьги девочке.
6. Для того, чтобы проросли семена злаков их необходимо полить водой и поставить в тёплое и светлое место.
7. На этом наша работа, конечно же, не закончилась. Дети с нетерпением наблюдали и ждали появления всходов. Постоянно поливали водой, чтобы семена быстрее проросли. И сколько было радости, когда увидели первые всходы.
8. Мы продолжали наблюдение и уход за травянчиками.
9. Когда "волосы" у травянчиков прилично выросли, мы решили сделать причёски.
10. Так, в процессе нашего проекта. у нас появилась весёлая семья Травянчиков.
Заключение.
Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.