Мария Трусенко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог : Трусенко Мария Анатольевна
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе. Познакомить педагогов с приёмами, используемыми на занятиях.
Задачи: Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Материал: Песочница с подсветкой, кварцевый песок, инструменты для работы.
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в центре «Волшебный песок». Песочная терапия — это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.
Например, пересыпая песок в ладонях, можно заглянуть в бессознательное и найти причины многих проблем.
Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Песочная терапия – один из удивительных методов терапии, которая представляет собой невербальную форму психотерапии.
Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей:
гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!
Перенос традиционных психолога - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.
Опираясь на психолога - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
• Обучающие (облегчают процесс обучения);
• Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
• Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Уважаемые коллеги, педагоги приглашаю вас принять участие.
Правила игры:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
А теперь мы вместе с вами нарисуем картину. Предлагаю вам разгадать загадку:
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот! (ОСЕНЬ)
Правильно, порисуем с вами на осеннюю тематику.
Для начала нам нужно затемнить фон. Далее нарисуем дерево и ветви, дальше методом затемнения обозначим крону и проработаем кончиками пальцев листья. Так же затемняем нижнюю часть и там делаем землю. Дорисовываем солнце способом выметания, кулачком прорабатывает облака. Вот наша картина осени готова.
Картины из песка нет возможности сохранить на долго, так как частицы песка быстро рассыпаются даже от малейшего колыхания воздуха. Для того чтобы не жалко было прощаться с нарисованной картиной, предлагаю сфотографировать ее и картинку отложить себе в памяти. Для того чтобы скрасить расставание нужно придумать то что может дальше произойти с сюжетом. В осенней тематике может подуть сильный осенний ветер и сдуть всю нашу картину. Или пойти сильный дождь, который смоет все то, что мы нарисовали.
На заключительном этапе своей работы я использую игры и упражнения более сложной направленности такие как «Путешествия в сказочный город», «Угадай что спрятано в песке», «Город в котором мы живём».
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО!