ТАМАРА СЫЧЕВА
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Оздоровительная ритмика на основе методики Далькроза»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Оздоровительная ритмика на основе методики Далькроза"
Подготовила: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Сычева Тамара Николаевна.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Оздоровительная ритмика на основе методики Далькроза“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с системой ритмического воспитания Эмиля Жак-Далькроза. Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства;
Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Используемый материал: «ритмические» палочки, карточки, музыкальные шумовые инструменты, обручи.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме «Оздоровительная ритмика на основе методики Далькроза»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
Вступительное слово.
Что же такое ритм?
Ритм - чередование длинных и коротких звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно - у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать, уже с младшей группы. Это использование речевых и музыкальных игр, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
I. Игры на освоение музыкального языка и музыкальной грамоты.
1)Словесно - ритмические игры :
- Игры с именами («Назови и прохлопай своё имя», «Назови и прохлопай имя своего друга»). Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т. д.
- Ритмическое озвучивание стихов. Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).
2)Ритмические игры с предметами :
- С деревянными палочками, кубиками, картинками, различными видами театральной куклы (прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).
- Чтение ритмических цепочек («ритмические карточки») и ритмических партитур.
II. Игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении.
1)Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами).
2) Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использовали как самомассаж и массаж в парах;
3)Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.
4)Пальчиковые игры, в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению.
5)Эвритмика – базисный метод в системе ритмического воспитания Э. Ж. -Далькроза. (связь музыки с движением, учит детей двигаться в характере музыки, соответственно ее темпу, динамическим и метроритмическим особенностям
2. Практическая часть
Я предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в круг и поздороваемся под веселую песенку.
Речевая-коммуникативная игра «Здравствуйте!» сл. и. муз. М. Картушиной
Цель: воспитание речевой и двигательно-ритмической активности.
Здравствуйте, ладошки! Повороты кистей рук ладошками вверх-вниз
Хлоп, хлоп, хлоп! 3 хлопка в ладоши
Здравствуйте, ножки! «Пружинка»
Топ, топ, топ! Перетоп
Здравствуйте, щечки! Гладят ладонями щеки
Плюх, плюх, плюх! 3 раза слегка похлопывают
Пухленькие щечки! Круговые движения кулачками
Плюх, плюх, плюх! 3 раза слегка ударяют кулачками
Здравствуйте, губки! Наклоны головы вправо, влево
Чмок, чмок, чмок! 3 раза чмокают губами
Здравствуйте, зубки! Наклоны головы вправо, влево
Щелк, щелк, щелк! 3 раза щелкают зубами
Здравствуй, мой носик! Гладят нос ладонью
Бип, бип, бип! 3 раза нажимают на нос указательным пальцем
Здравствуйте, педагоги! Протягивают руки вперед ладонями вверх
Всем, привет! Приветственно машут рукой над головой
-Ну как настроение, улучшилось? Вот что может сделать слово!
Посмотрите, наше веселое настроение перенесло нас на чудесную музыкальную поляну. Здесь очень много интересного и везде слышны музыкальные ритмы.
Слышите, птенчики пищат
С нами поиграть хотят. (одевают цыплят на руки)
Ритмическая игра «Цыплята»
Цель: Учить выполнять ритмические движения по показу педагога. Развивать чувство ритма.
Цыпы по лесу гуляли,
Цыпы зёрнышки искали.
Клю-клю, клю-клю–
Так я зёрнышки клюю.
Вышла Маша на дорожку,
Накрошила цыпам крошки.
Клю-клю-клю-клю, клю-клю-клю –
Быстро зёрнышки клюю.
(М. Картушина) Дети, глядя на педагога, стучат указательными пальцами(«клюют» птенчики клювиком) медленно, четвертными длительностями.
Отстукивают ритм восьмыми.
-Здесь и речка, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!
Педагоги идут за музыкальным руководителем и садятся на ковер в кружок. Перед ними разложены ритмические палочки (по 2 шт.)
Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»
Цель: Развивать чувство ритма. Развивать координацию движений. Упражнение выполняется сидя на ковре
Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками
Вот червяк. Передаем палочки соседу справа берем палочки, переданные
соседом слева.
Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками
Чуточку Передаем соседу справа и берем палочки, переданные
соседом слева.
Не проси 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак Передаем соседу справа и берем палочки, переданные
соседом слева.
Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками.
На удочку Передаем соседу справа и берем палочки, переданные
соседом слева.
Можно повторить все движения в левую сторону. Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.
-Не хочет рыбка ловиться. А посмотрите, какой красивый мост через речку построен. Мост необычный – мост ритмический. Идти по нему можно, когда звучим бубен. Только надо внимательно слушать ритм (шаг соответствует удару в бубен).
Просмотр видео «Ритмическая гимнастика по системе Э. Жак-Далькроза»
Цель: увидеть как в движении детей воплощается принцип его системы ритмического воспитания.
Упражнение «Волшебный мостик» по Далькрозу.
Цель: учить внимательно слушать ритм (сочетание длинных и коротких звуков) и воплащать его в движении (шаге).
Рефлексия
-Под веселую ритмичную музыку предлагаю педагогам выполнить комплекс танцевально-ритмической гимнастики №10 «Муренка»
(Песня Муренки М. Пляцковский, Ю. Антонов)
Вступление.
И. П. – сед на пятках, руки на бедрах.
Первый куплет.
А. 1-2- наклоны вправо, указательные пальцы к голове (рожки).
3-4-И. П.
5-8- повторить счет 1-4 в другую сторону.
Б. – повторить движение части А.
В. 1-2 наклон вперед с полуповоротом направо, руки в стороны- наружу,
ладонями вверх.
3-4-И. П.
5-8- повторить счет 1-4 в другую сторону.
Г. – повторить движение части В с полуповоротом налево.
Д. 1-2- встать на колени, руки вверх – наружу.
3-4-И. П. сед на пятках.
5-6 – наклон вперед, руки назад.
7-8-И. П. сед на пятках, в конце – упор стоя на коленях.
Припев:
А. 1-4-четыре шага вперед в упоре, стоя на коленях.
5-8-три наклона головой вперед ( повторить три раза: му-му-му;
му-му-му; му-му-му)
Б. 1-2-правую руку вверх. 3-4-И. П.
5-6-левую руку вверх. 7-8-И. П.
В. 1-2-правую ногу назад.
3-4-И. П.
5-6-левую ногу назад.
7-8-И. П.
Г. – повторить движения части А, счет 1-4, передвигаясь назад.
5-8 – три движения тазом (хвостиком) вправо, влево, вправо
(повторить три раза).
Д. – повторить движения части Б.
Е. – повторить движения части Б.
Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.
Припев: повторить упражнения припева.
Наше путешествие закончилось. Прошу вас из предложенных карточек выбрать эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия.