Подшибякина Марина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с приемами мнемотехники для дальнейшего применения их в практической деятельности с детьми.
Задачи:
- обучить педагогов работе по мнемотаблицам;
- расширить представление о приемах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;
- формировать умение активного общения, сопровождая речью игровые действия.
Оборудование: презентация к сообщению, материалы для проведения практикума (приложение)
Ход:
1. Теоретическая часть:
- выступление с презентацией
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
2. Практическая часть:
-выполнение практических заданий с использованием приемов мнемотехники
3. Заключительная часть:
- обсуждение, подведение итогов.
Теоретическая часть:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается мастер- класс на тему «Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми»
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.
Ни для кого не секрет, что в наше время у детей существует множество проблем в речи.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Поэтому педагогическое воздействие просто необходимо.
Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания является мнемотехника.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.
Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию, но и ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Кроме того у детей формируются навыки перекодирования информации, т. е. преобразования ее из символов в образы.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам, так как детям младшего возраста трудно сразу усвоить информацию большого объема.
Мнемоквадрат- это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожка- это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.
Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Воспитатель может вводить мнемотехнику уже с младшей группы.
Детям младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, т. к. у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса- рыжая, цыплята- желтые и т. д.
С детьми старшего дошкольного возраста используются мнемотаблицы, выполненные в одном цвете.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, наполнять его лексико - грамматическим содержанием.
Мнемотаблицы можно использовать :
- в режимных моментах (при умывании, одевании, сервировки столов, при уходе за комнатными растениями и т. д.);
- при обучении составлению рассказов по картине, серии картин, описательных рассказов.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.
- при пересказе художественных произведений;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при разучивании стихотворений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создавать разнообразные игры.
1. Игра «Отгадай, какое время года»
В младшей группе детям предлагаются мнемоквадраты, на каждом схематично изображен предмет, характерный для данного времени года. Ребенок называет предмет и определяет время года.
В средней группе игра усложняется. Детям предлагается мнемодорожка. Ребенок определяет время года и составляет по мнемодорожке короткий описательный рассказ.
Старшим дошкольникам даются мнемотаблицы, при помощи которых ребенок рассказывает о каком- либо времени года.
2. Игра «Угадай животное»
В среднем возрасте детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное.
Как усложнение- предлагается составить связный рассказ об этом животном.
В более старшем возрасте дети могут самостоятельно играть в эту игру. Ребенок сам создает мнемотаблицу о каком- либо животном и предлагает детям угадать это животное.
3. Игра «Какая сказка спряталась?»
Ребенок должен узнать сказку по главным героям, вспомнить содержание сказки и рассказать ее по мнемотаблице.
4. Игра «Перепутанные истории»
Детям предлагаются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы, которые они должны «распутать».
Я думаю, что игры с мнемотаблицами, которые были представлены, вам пригодятся в работе.
Практическая часть:
- А сейчас я предлагаю вам поиграть.
1. Игры «Угадай стихотворение»
«Угадай животное»
2. Задания по подгруппам:
• Составить мнемотаблицы рассказа – описания по лексической теме «Зима» с использованием мнемоквадратов.
• Составить мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.
• Составить сказочный сюжет и мнемотаблицы к предложенной серии сюжетных картин.
Заключительная часть:
Можно сказать, что использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
Кроме того:
- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихотворений, потешек, скороговорок, загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
И в заключении мне хотелось бы раздать Вам буклеты, которые будут служить подсказкой по данной теме.