МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми»

Подшибякина Марина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов с приемами мнемотехники для дальнейшего применения их в практической деятельности с детьми.

Задачи:

- обучить педагогов работе по мнемотаблицам;

- расширить представление о приемах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;

- формировать умение активного общения, сопровождая речью игровые действия.

Оборудование: презентация к сообщению, материалы для проведения практикума (приложение)

Ход:

1. Теоретическая часть:

- выступление с презентацией

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми“» размещена в разделах

2. Практическая часть:

-выполнение практических заданий с использованием приемов мнемотехники

3. Заключительная часть:

- обсуждение, подведение итогов.

Теоретическая часть:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер- класс на тему «Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми»

Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Ни для кого не секрет, что в наше время у детей существует множество проблем в речи.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Поэтому педагогическое воздействие просто необходимо.

Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания является мнемотехника.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.

Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию, но и ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Кроме того у детей формируются навыки перекодирования информации, т. е. преобразования ее из символов в образы.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам, так как детям младшего возраста трудно сразу усвоить информацию большого объема.

Мнемоквадрат- это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка- это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.

Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Воспитатель может вводить мнемотехнику уже с младшей группы.

Детям младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, т. к. у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса- рыжая, цыплята- желтые и т. д.

С детьми старшего дошкольного возраста используются мнемотаблицы, выполненные в одном цвете.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, наполнять его лексико - грамматическим содержанием.

Мнемотаблицы можно использовать :

- в режимных моментах (при умывании, одевании, сервировки столов, при уходе за комнатными растениями и т. д.);

- при обучении составлению рассказов по картине, серии картин, описательных рассказов.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

- при пересказе художественных произведений;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при разучивании стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создавать разнообразные игры.

1. Игра «Отгадай, какое время года»

В младшей группе детям предлагаются мнемоквадраты, на каждом схематично изображен предмет, характерный для данного времени года. Ребенок называет предмет и определяет время года.

В средней группе игра усложняется. Детям предлагается мнемодорожка. Ребенок определяет время года и составляет по мнемодорожке короткий описательный рассказ.

Старшим дошкольникам даются мнемотаблицы, при помощи которых ребенок рассказывает о каком- либо времени года.

2. Игра «Угадай животное»

В среднем возрасте детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное.

Как усложнение- предлагается составить связный рассказ об этом животном.

В более старшем возрасте дети могут самостоятельно играть в эту игру. Ребенок сам создает мнемотаблицу о каком- либо животном и предлагает детям угадать это животное.

3. Игра «Какая сказка спряталась?»

Ребенок должен узнать сказку по главным героям, вспомнить содержание сказки и рассказать ее по мнемотаблице.

4. Игра «Перепутанные истории»

Детям предлагаются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы, которые они должны «распутать».

Я думаю, что игры с мнемотаблицами, которые были представлены, вам пригодятся в работе.

Практическая часть:

- А сейчас я предлагаю вам поиграть.

1. Игры «Угадай стихотворение»

«Угадай животное»

2. Задания по подгруппам:

• Составить мнемотаблицы рассказа – описания по лексической теме «Зима» с использованием мнемоквадратов.

• Составить мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.

• Составить сказочный сюжет и мнемотаблицы к предложенной серии сюжетных картин.

Заключительная часть:

Можно сказать, что использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.

Кроме того:

- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихотворений, потешек, скороговорок, загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

И в заключении мне хотелось бы раздать Вам буклеты, которые будут служить подсказкой по данной теме.

Публикации по теме:

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы»Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы» Скоро наступит очень знаменательный день - 9 мая. Для нас это очень важное событие - Великий День Победы. Очень важно воспитать в наших.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми»
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 09:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Подшибякина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД