Марина Шувыкина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование квест-технологии
Подготовила и провела: воспитатель-методист Шувыкина М. А.
Цель:
Расширить педагогические знания по теме «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками».
Задачи:
1. Конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование квест-технологии в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
2. Предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;
3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Ход проведения мастер-класса :
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия деятельности.
1. Теоретическая часть.
Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, которая дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка. Дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.
Итак, что такое квест – игра?
Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений»)
Квест – это командная игра, но может быть и одиночной. Идея командной игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в школе.
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Для дошкольного возраста идея квеста идеально подходит : дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату. Это, несомненно, творческий акт, и в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, развивается воображение. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются
Задачи:
Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие - развитие интереса к предмету, творческих способностей; воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательные - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнениеработы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать принцыпам.
Принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 2 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
Структура квеста
Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п.
Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.
Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.
Из такого описания можно понять, что в квестах :
-есть определенная цель, к которой движутся участники;
-поиск происходит как в «реальном мире», так и на искусственно подготовленной площадке;
-события и испытания – разнообразны и, подчас, неожиданны;
-каждый сделанный шаг либо приближает, либо отдаляет участников от конечной цели.
Значение квест-игры :
1. Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.
Ожидаемый результат:
Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность :
1. Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ГОС ДО: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;
2. Способствовать реализации одной из задач ГОС ДО: «Создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка»;
3. Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования : «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»
4. Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
2. Практическая часть.
Квест-игра для педагогов «Путь к успеху».
«Не обязательно быть лучше всех,
достаточно быть лучше, чем неделю назад»
Итак, квест-игра «Путь к успеху» начинается. Перед вами путь (лестница) к успеху, чтобы подняться по ней и оказаться на самой вершине Вам нужно будет пройти пять станций, пять, почему пять, как вы думаете? Правильно, потому что пять образовательных областей. За успешное прохождение каждой области- станции вы будете получать одну ступеньку к успеху. Когда вы соберете все пять ступенек, вы окажитесь на вершине педагогического успеха и победите.
Но, чтобы не сбиться нам с пути, что понадобиться вам?
- Правильно! Маршрутный лист.
- Посмотрите, на листе отмечено пять станций, на каждой станции после выполнения задания вы будете находить ступеньку успеха. Условия понятны? Готовы? Тогда в путь….
Карта:
1 станция – Художественно- эстетическая
2 станция- Познавательная
3 станция- Физическая
4 станция- Речевая
5 станция- Социально- коммуникативная
1 станция- Художественно- эстетическая.
Блиц-опрос (на быстроту и правильность ответов)
Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА
1. Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)
2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
4. Сколько времени была старуха царицей? ( две недели: «вот неделя, другая проходит»)
5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? (3 раза)
6. На каком острове выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей (за 3 года)
8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)
Вопросы по изобразительному искусству
Блиц -опрос
1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы, фрукты (НАТЮРМОРТ)
2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (РЕПРОДУКЦИЯ)
3. Объект изображения (НАТУРА)
4. Изображение художником конкретного человека или группы людей (ПОРТРЕТ)
5. Жанр живописи, изображающий природу (ПЕЙЗАЖ)
6. Искусство строительства и украшении зданий (АРХИТЕКТУРА)
7. Изображения художника самого себя (АВТОПОРТРЕТ)
8. Художник, в основном посвятивший своё творчество изображению животных (АНИМАЛИСТ)
9. Композиция, изображённая на сюжет какого-либо литературного произведения (ИЛЛЮСТРАЦИЯ)
10. Художник, написавший картину «Богатыри» (ВАСНЕЦОВ)
11. Русский художник, мастер «пейзажного настроения», написавший картину «Золотая осень» (ЛЕВИТАН)
Творческое задание «Рисунок по кругу» (педагогам предлагается нарисовать общий рисунок на листе бумаги, но тематику рисунка задумывает первый художник, далее рисунок передается по кругу без пояснений, когда рисунок готов, проводится анализ).
2 станция- Познавательная
ФЭМП-
1. Фигура с четырьмя равными сторонами и четырьмя равными углами. (Квадрат.)
2. Результат при умножении. (Произведение.)
3. Число, умноженное на единицу. (Само число).
4.4 единицы времени. (Час, секунда, минута, сутки).
5. Единица с 6-тью нулями. (Миллион).
6. Числа при вычитании. (Вычитаемое, уменьшаемое, разность).
7. Народное название числа 13. (Чёртова дюжина).
8. Единица измерения площади. (Квадратная единица).
9. Результат при сложении. (Сумма).
10. Равенство с буквами и числами. (Уравнение).
11. Число, умноженное на нуль. (0).
12.4 единицы массы. (г, кг, ц, т).
13. Единица с 9 нулями. (Миллиард).
14. Числа при делении. (Делимое, делитель, частное).
15. Тысяча в старину. (Тьма).
Экология-
1. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
2. Какие деревья зимой остаются зелёными? (Ель, сосна, пихта, туя.)
3. Назовите дерево – символ нашей Родины. (Берёза)
4. Какая ягода бывает красной, чёрной, белой? (Смородина)
5. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
6. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)
7. Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)
8. С прилётом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)
9. Рыжие грибы со звериным названием. (Лисички)
10. Где находятся глаза у улитки? (На рожках)
3 станция- физическое развитие
1. Сколько занятий по физкультуре планируется по программе в детском саду? (два)
2. Начало пути к финишу. (Старт)
3. Сколько фигур в шахматах? (32)
4. Что включает в себя заключительная часть НОД по физической культуре? (спокойная ходьба, игра малой подвижности, дыхательная гимнастика и т. д.)
5. Из каких частей состоит НОД по физической культуре? (Три части НОД вводная, основная, заключительная)
6. С какой возрастной группы дети начинают перестраивать в колонну по два, по три? (со средней группы)
7. В каких видах спорта, кроме конного, встречается конь? (шахматы, спортивная гимнастика)
8. Как называется спортсмен, который ходит сидя. (Шахматист)
9. Из какого нормативного документа взята эта фраза: «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон об образовании)
Задание: Найти ошибки в комплексе утренней гимнастики (проводит ведущий).
Провести физкультминутку, дыхательную гимнастику и т. д.
Станция 4 - Речевая
Задание- «Коварный» диктант на проверку своей грамотности.
На искусственной, колоссальной, дощатой, брусчатой террасе близ конопляника с жимолостью, вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, сидя на оттоманке, под аккомпанемент аккордеона и виолончели исподтишка потчевала моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем, мороженым крем-брюле и прочими яствами местного коллежского асессора Аполлона Филипповича.
Задание-
Закончите предложение.
Командам раздаются листы с предложениями, необходимо как можно быстрее дописать их окончание.
Земля покрыта снегом, как…
Дверь в комнате скрипит, как…
Малыши прыгают по траве, как…
Волны вздымаются, как…
Лед блестит у берега, как…
Дети в группе шумят, как…
Человек подошел тихо, как…
На улице темно, как…
Заря полыхает, как…
Девочки порхают по группе, как…
Балерина на сцене кружится, как…
Капельки дождя текут по стеклу, как…
5. Станция социально - коммуникативная
Упражнение «Неожиданный гость»
Ситуация «неожиданный звонок в дверь» :
1. Подруга
2. Свекровь
3. Милиция
4. Друзья ребёнка
5. Соседка
6. Человек ошибся домом
Участники на листах описывают свою реакцию на каждый случай, обозначая свои эмоции, чувства, отношение к визиту и т. д., но сделать это нужно максимально кратко 2-3 словами. Данное упражнение позволяет ещё раз понять, что все мы люди разные и на одного и того же гостя у нас будет разная реакция. Задача: обсудить с педагогами каковы же причины такой разницы в восприятии какого-либо явления, случая и т. д.
Геометрический тест «Душа в квадрате».
Посмотрите на предлагаемые фигуры и выберите из них ту, которая, как вам кажется, наиболее полно представляет вас как личность. Иными словами, вы
можете точно сказать: эта фигура – Я. Оставшиеся фигуры расставьте в порядке предпочтения. Итак, на первом месте – ВЫ, на последнем фигура, символизирующая человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Ну и самое интересное – характеристики тех, кто выбрал:
КВАДРАТ – неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причём она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывёт эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нём. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где всё предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. В деловой сфере такие люди часто становятся хорошими администраторами, исполнителями, но редко достигают успеха как менеджеры из-за постоянной потребности в дополнительной информации для принятия решений – это лишает их оперативности. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими.
ТРЕУГОЛЬНИК – это форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всём. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может «столкнуть лбами» своих противников.
ПРЯМОУГОЛЬНИК – это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворённые своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределённости. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что иногда раньше не делал, задаёт вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.
КРУГ – это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.
ЗИГЗАГ – это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чём – то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлён в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.
Задание - Изготовление «Дерева добрых слов»
На ватмане нарисован ствол и ветки дерева. Педагогам раздаются листочки, на которых они пишут вежливые, добрые слова и пожелания. Затем листочки приклеивают на ветки дерева.
Рефлексия:
Уважаемые педагоги, вот мы и собрали с вами ступеньки «лестницы педагогического успеха». Давайте же попробуем выложить их в той последовательности, которую определим вместе. Каждый педагог аргументирует свой ответ.
Вот мы и выложили «лестницу педагогического успеха» нашу с вами, конечно же, ступенек на много больше, их не все мы замечаем, тем более что в жизни они не так визуализированы.
Хочется пожелать вам всегда быть на высоте вашей профессиональной деятельности, никогда не останавливаться на достигнутом, всегда совершенствоваться и стремиться достигнуть новых высот в профессии!
Я хочу каждому из вас вручить такую небольшую памятку-напоминание, которая, возможно поможет вам в вашей непростой, но таком интересной профессии.
Памятка для педагога.
Старайтесь:
• Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней.
Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
• Расти профессионально, быть в курсе последних достижений
педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
• Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
• Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
• Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и
снисходительным.
• Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
• Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда
вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
• Терпение – дар Божий.
Обладающий терпением не унизится до
раздражения.
• Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
• Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
• Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми
мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
• Не скупитесь на похвалу.
• Не создавайте конфликтных ситуаций.
• Следите за внешностью и поведением.
• Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Стремитесь:
• Любить ребенка таким, каков он есть.
• Уважать в каждом ребенке личность.
• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную
атмосферу.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Впечатления от мастер-классе. (Метод неоконченного предложения)
• Мне понравилось…
• Я узнала, что…
• Я научилась…
• Недостаточно…
• В свой педагогический багаж я возьму…