Татьяна Глущенко
Мастер-класс для педагогов «Создание специально организованных условий обучения и воспитания детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс " Создание специально- организованных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в группах компенсирующей направленности"
Подготовили учителя- дефектологи: Глущенко Т. С., Старикова Л. И.
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы учителя- дефектологи детского сада «Рябинка». Рады вас приветствовать на нашем мастер классе, тема которого «Создание специально-организованных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в группах компенсирующей направленности». Мы расскажем и поделимся опытом, какие методы и технологии применяем в своей работе с детьми ОВЗ.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Создание специально организованных условий обучения и воспитания детей с ЗПР“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Слайд 2
Дети с ОВЗ - это те дети, которые имеют различные отклонения психического или физического плана. Эти отклонения обусловливают нарушения общего развития, и не позволяют детям вести полноценную жизнь.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Начиная свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, возникает проблема организации учебного процесса, а также выбора технологий, форм и методов работы с ними.
Слайд 3
В своей работе мы используем разные традиционные и нетрадиционные технологии, которые наиболее эффективны в работе с нашими детьми:
-здоровьесберегающие технологии
-нетрадиционная технология, использование камешков «Марблс»
- «Крупотерапия» и «Песочная терапия»
-Элементы технологии ТРИЗ (круги Лулия).
Слайд 4
Виды здоровьесберегающих технологий: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, элементы кинезиологии.
Более подробно остановимся на кинезиологии.
Слайд 5
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Используя в своей работе кинезиологические упражнения, ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
Слайд 6
Целью кинезиологии является: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Главная задача – это синхронизировать работу полушарий и отделов коры головного мозга.
Задачи:
• синхронизировать работу полушарий и отделов коры головного мозга;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать память, внимание, воображение, мышление;
• развивать речь;
• формировать произвольность высших психических процессов;
• снять эмоциональную напряженность;
• создать положительно эмоциональный настрой.
Слайд 7
Для решения данных задач в своей работе мы используем комплекс кинезиологических упражнений. У каждого комплекса есть своя цель. И первый комплекс «растяжки».
В комплексы кинезиологических упражнений включают:
1. Растяжки
Растяжки -– они помогают нормализовать тонус мышц.
Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию игру под названием «Дерево».
«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. (Можно сидя на стульях) Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Вы чувствуете, как нормализуется тонус мышц.
2. Глазодвигательные упражнения
Слайд 9-12
А теперь, когда мы нормализовали тонус мышц, выполним следующее упражнение, благодаря которому мы расширяем поле зрения и улучшаем восприятие.
3. Упражнения для релаксации и массаж.
Массаж – воздействует на биологически активные точки;
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Сейчас мы с Вами помассажируем ушки, чтобы активизировать активные точки.
Слайд 13
«Массаж ушей»
Инструкция: большим и указательным пальцами обеих рук тихонько потяни сзади за уши и оттяни их. Начинай нежно массировать уши сверху, продвигаясь по краям ушной раковины вниз к мочке уха. Повтори это 3 раза, держи голову и подбородок прямо.
А упражнения для релаксации выполним чуть позднее.
4. Дыхательные упражнения
А сейчас мы с Вами переходим к дыханию, благодаря которому развиваем самоконтроль и произвольность.
Слайд 14
И вашему вниманию предлагается выполнить упражнение «Свеча».
«Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом и постарайтесь одним выдохом через рот задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох носом и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха через рот.
5. Телесные упражнения
А сейчас мы с вами переходим к снятию мышечных зажимов через телесные упражнения.
Слайд 15
«Ухо-нос-хлопок»
Исходное положение: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
А теперь для выполнения следующего упражнения я Вам предлагаю встать и не много размяться.
Слайд 16
"Колено – локоть"
И. П: выполняется стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
6. Тренировка тонких движений пальцев рук
Все мы знаем, что на кончиках пальцев находится ум ребенка. Так когда-то сказал Сухомлинский В. А. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Предлагая детям упражнения, направленные на развитие движений пальцев рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Слайд 17
А сейчас вместе выполним упражнение «Лезгинка»
«Лезгинка»
Исходное положение: левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Любим руками играть. И лезгинку танцевать.
Слайд 18
«Молоток- утюг»
И. П. : упражнение выполняется сидя за столом. Правую руку сложите в кулак, а левую руку положите на стол ладошкой вниз. Затем одновременно двумя руками выполняйте движение (левой рукой стучим по столу, «помогая папе забивать молотком гвозди», а правой рукой проводим по столу ладошкой вперед и назад, «помогая маме гладить утюгом») .Затем руки меняются: правая «гладит», левая «забивает».
Молодцы.
Слайд19
А сейчас предлагаем вам поработать с карандашами. И первое упражнение. которое мы с вами выполним –это «скольжение».
Карандаш упирается в стол, пальчики руки удерживают карандаш и скользят по нему сверху в низ. Затем придерживая карандаш вспомогательной рукой, наши пальчики поднимаются снизе-вверх. Так проделываем упражнения с каждой парой пальцев (обязательно присутствует большой палец).
Для выполнения следующего упражнения необходимо положить карандаш на левую ладонь, сверху накрыть правой ладонью и прокатить карандаш между двумя ладонями от кончиков пальцев до запястья. При этом не двигаем рукой, на которой лежит карандаш.
И ещё одно упражнение с карандашом –это «Захват».
Кладем карандаш на стол, накрываем сверху рукой, как показано на фотографии. Теперь по очереди двумя пальцами (большой и указательный) пробуем взять карандша со стола. И так проделываем упражнения с каждой парой пальцев (обязательно присутствует большой палец).
Слайд 20
А для выполнения следующего упражнения, нам понадобятся пары цветных карандашей четырех основных цветов.
«Весёлые карандаши». На стол выкладываются 8 карандашей (пары карандашей основных цветов). Ваша задача : собрать карандаши в кулаки по моей инструкции. Двумя руками одновременно будем брать по очереди пары карандашей, собирая все карандаши в кулаки.
Берем карандаши синего цвета, теперь берем карандаши зелёного цвета, теперь красного и жёлтого цвета.
Вот мы собрали с вами карандаши в два кулака, теперь мы будем класть их на стол в той последовательности в которой я скажу.
Кладем пары карандашей желтого цвета, затем кладём пары карандашей красного цвета, затем кладём пары карандашей зелёного цвета и пары карандашей синего цвета.
Важный принцип: двумя руками одновременно.
Слайд 21
А теперь порисуем обеими руками одновременно. Перед вами картинка. Вам необходимо одновременно правой и левой рукой обвести рисунок по контуру.
Важный принцип работы: это выполнять все задания двумя руками одновременно. Таак же в своей работе используем «межполушарную доску», ребенку предлагается двумя руками одновременно идти по лабиринту.
Так же в своей работе мы используем сказки с применением кинезиологических упражнений.
А сейчас мы с вами проиграем сказку, но для начала посмотрим какие упражнения будут встречаться в сказке.
Слайд 22
На слайде показаны упражнения и как их выполнять.
Слайд 23
А сейчас приглашаем вас в сказку «Лесной домик»
Слайд 24
Стоял в лесу домик («дом»).
Слайд25
Бежал мимо ёжик («ёжик»).
Слайд 26
Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза («кулак-ребро-ладонь»)
Слайд 27
зашел в него и стал в нем жить. Бежала мимо лягушка-квакушка («лягушка»). Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика («ёжик»).
Слайд 28
Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки («ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).
Слайд 29
Каждый день им светило ласковое солнышко («солнышко», вокруг порхали красивые бабочки («бабочка»,
Слайд 30
а деревья шелестели своими листиками на ветру («дерево»).
Слайд 31
Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка (рука сжата в кулак, лежит на столе,
Слайд 32
они позвали котенка, и он подбежал к ним («кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать.
Слайд 33
Лягушка и ёжик, пригласили котенка жить к себе в дом («дом»). Котенок с радостью забежал в чудесный домик («кошка» со словами: «кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и стал жить вместе с лягушкой («лягушка») и ёжиком («ёжик»)
Слайд 34
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
В кинезиологии мы с вами выполняли дыхательные упражнения. А сейчас переходим к виду здоровьесберегающих технологий «Дыхательная гимнастика».
Слайд 35
Дыхательная гимнастика - это система упражнений, направленная на оздоровление организма, она способствует насыщению организма кислородом.
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Но для этого необходимо научить ребенка правильно дышать. При выполнении каждого упражнения следим за тем, как ребенок вдыхает и выдыхает. Вдыхаем носом выдыхаем ртом.
В своей работе мы применяем упражнения с использование различного материала.
«Аэробол»
С помощью дыхательного тренажера «Аэробол», кладется шарик в отверстие и плавно ребенок плавно начинает дуть в трубочку так, чтобы шарик парил в воздухе.
Так же предлагаем игру «кто дольше продержит мячик в воздухе». В процессе игры, вы можете усложнять задания для ребенка. Например, предложите ребенку опускать и поднимать шарик – это способствует развитию силы и продолжительности выдоха.
«Футбол»
В игре могут участвовать от 2 до 4 детей. Дети садятся друг напротив друга, и сидят друг длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, перемещают должны мячик на поле "соперника". Выигрывает тот, кто забьёт больше "голов".
«Раскачай игрушку». Для игры используем любой легкий предмет (шарик, бабочка, перышко, игрушка) и прикрепляем предмет на нитку длиной 15-20 см. Затем показываем ребенку, как можно дуть на предмет, подвешенный на нитке. И предлагаем ребенку подуть.
Слайд 36
Упражнение «Листопад». Для этого вырезается из цветной бумаги осенние листья. И предлагаем детям подуть на листья, так, чтобы они полетели.
Ещё одно упражнение «Сдуй шарик». Упражнение выполняется стоя в кругу. Дети широко расставляют руки в стороны, а затем произносят длительно звук Ш», одновременно сводя руки перед собой. Особое внимание здесь на то, что подключается на выдохе звук «Ш».
Слайд 37
А сейчас поиграем в игру на развитие навыков речевого дыхания (задержка дыхания, силы выдоха).
Цель:развитие навыков речевого дыхания (задержка дыхания, сила выдоха).
Из бумаги вырежьте рыбки и аквариум можно по цветам. Предложите ребёнку помочь рыбкам попасть в аквариум с помощью удочки-трубочки. Ребёнку нужно прислонить конец трубочки к рыбке, втянуть воздух (рыбка прилипнет, задержать дыхание и донести, таким образом, рыбку до аквариума.
У вас на столах лежат разноцветные рыбки и аквариумы, а также коктельные трубочки. Выберите себе по 1 аквариуму. Ваша задача собрать рыбок в аквариум по цвету. Для этого необходимо взять коктельную трубочку, вдохнуть рыбку выбранного вами цвета и силой вдоха донести рыбку до аквариума и выдохнуть.
Так же можно усложнить игру, и проводить в виде соревнований.
Слайд 38
Следующая технология -это использование в работе камешки «Марблс».
Камешки «Марблс»-это универсальный материал, с помощью которого можно организовать различные игры и решать определенные задачи.
Задачи:
• развивать мелкую моторику;
• развивать восприятие, наглядно-образное мышление, логическое мышление, пространственное воображение;
• формировать умение сравнивать и анализировать;
• формировать познавательный интерес;
• развивать умения ориентироваться в таких понятиях, как цвет, величина, количество, форма;
• развивать воображение;
• развивать внимание, память.
Слайд 39
Для решения определенных задач проводим такие игры как «Рассортируй»
Перед детьми подносы с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам. Можно усложнить игру, например, завязать глаза, уже используя только тактильные ощущения.
Ещё одна игра «Выложи по образцу»
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Слайд 40
«По дорожке мы пойдем»
Для этого положите перед собой лист с заданием и прочтите инструкцию. Выполнив задание, подумайте, какая цель вашей игры.
(на выполнение и размышление не более 2 минут).
1 стол: Продолжи ряд, раскладывая камушки в пустые круги. (Цель: формирование умения находить закономерности).
2 стол: Проведи гусеницу по цветочкам. (Цель: формирование классифицировать камешки по форме).
3. Выложи дорожку из камней по размеру. (Цель: формирование классифицировать камешки по размеру).
Слайд 41
«Графический диктант»
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивает тактильные ощущения, сложно координационные движения пальцев рук.
Инструкция: педагог предлагает детям выложить путь, начиная от клетки с красным кружком, нужно слушать внимательно инструкцию и класть камешек на нужные клетки.
Для этого необходимо по инструкции проложить путь камешками. Возьмите шаблон и положите перед собой. Затем найдите и поставьте пальчик на красный круг, приготовьтесь слушать инструкцию.
Инструкция: 1 клетка направо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, одна клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх,1 клетка вправо.
Молодцы. справились с заданием!
Слайд 42
Следующая игра в которую мы с вами поиграем. Называется «Сказка по клеткам».
Для этого возьмем лист-шаблон. На шаблоне по вертикали расположены буквы, а по горизонтали –цифры. Мы сейчас будем выкладывать камешки слушая сказку.
Слушаем внимательно: «Жила была девочка Маша (Ы,1) отправилась она гулять в лес (Ы,З). Высоко в небе парила птичка (А,3). Ласково светило солнце (А,5). На полянке Маша увидела красивые цветы (И,2). Маша увидела красивую бабочку (О,3). Хорошо летом в лесу».
В конце педагог показывает правильное расположение фишек, и ребенок сам себя проверяет.
Слайд 43
Для следующей игры возьмите из конверта картинку, и положите перед собой. Ваша задача выполнить звуковой анализ слова используя камешки «Марблс» трех цветов (синий, красный, зелёный).
Камешки «Марблс» можно использовать. как на занятиях по математике, по развитию речи, и развивать при помощи таких камешков все психические процессы.
Слайд 44
В своей работе мы применяем элемент технологии ТРИЗ «Круги Луллия»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Сейчас мы с Вами поработаем с кругами Луллия. У каждого на столе лежит круг Луллия. Все круги прокручиваются, а в центре мы видим стрелку. Посмотрите на свой круг, и подумайте, какие задачи можно решить используя данный круг.
Используя круги Луллия, Вы решаете не только одну задачу, а сразу несколько задач.
А теперь предлагаем поиграть с кругами. Перед Вами круг Луллия по русским народным сказкам. Один человек из команды подходит, раскручивает круг и называет комбинацию картинок своей команде. Затем ваша задача совместно со всей командой придумать сказку по комбинации картинок, которые вам выпали.
Слайд 45
Пример: колобок, волк, золотой ключик.
Итог: круги Луллия можно сделать по всем лексическим темам и по всем направлениям. Математика, грамота, окружающий мир и решить сразу несколько задач.
Практическая часть
Задача:по выпавшим комбинациям придумать сказку.
Вывод:здесь не может быть не правильного ответа, такие игры помогают ребенку не боятся высказывать своё мнение, включать своё воображение, логику, мышление, развивать речь.
Слайд 46
Сегодня мы с Вами рассмотрели такие технологии, как «Круги Луллия», «Камешки Марблс», «здоровьесберегающие технологии», к которым относится и кинезиология.
Слайд 47
Мы с Вами рассмотрели такие технологии, как «Круги Луллия», «Камешки Марблс», «здоровьесберегающие технологии», к которым относится и кинезиология. А так же в своей работе мы используем крупотерапию и песочную терапию.
Слайд 48
Успехов в работе!