Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника»

Надежда Китаева
Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 комбинированного вида»

Мастер – класс

для педагогов

«Квест-игра» как средство развития

социально-коммуникативных качеств дошкольника

в образовательном процессе»

Подготовила воспитатель:

Н. А. Китаева

г. Саранск – 2020 г.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника“» размещена в разделах

Цель: поделиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми дошкольного возраста, оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО

Задачи:

- сформировать представления о Квест - технологии в детском саду.

- конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;

- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Форма проведения: мастер – класс

Дата проведения: 30.10.2020

Аудитория: начинающие педагоги дошкольного образования

Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация; видео квест – игры «Заповедник сказок».

I. Теоретическая часть:

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Эпиграфом к мастер - классу я бы взяла народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Основной принцип мастер - класса :

«Я узнала, как это сделать, и покажу вам»

Нашу встречу я хочу начать с притчи:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил :

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или неживая?

А сам думает: «Скажет живая – я ее убью, скажет неживая – выпущу»

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил :

— Всё в твоих руках».

Пожалуй, в наших с вами руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которой дети будут успешно социализироваться. В наших руках сделать жизнь детей в детском саду необычной, запоминающейся, увлекательной, интересной, весёлой, игровой.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

И так, в рамках сегодняшнего мастер-класса позвольте поделиться своим опытом по использованию квест-технологии в образовательном процессе. Сначала немного о самой технологии.

Слайд 1 - Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Слайд 2 - Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

• образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся;

развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

• воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Слайд 3 - Принципы организации квестов :

При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Слайд 4 - При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Слайд 5 - Варианты квестов :

1. Поиск по запискам.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).

Виды квест- технологий :

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:

• линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

• штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

• кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Слайд 6 – Темы квестов :

1. В поисках приключений.

2. Помоги герою сказки, мультфильма.

3. Познавательный квест.

4. Научные исследования.

5. Литературный квест.

6. Физкультурный праздник.

7. Квест-викторина.

Слайд 7 - Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

- загадки;

- ребусы;

- игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

- пазлы;

- творческие задания;

- игры с песком, с водой;

- лабиринты;

- спортивные эстафеты.

Слайд 8 - Структура квест-технологии :

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ребенку, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.

Итак, все сводится к следующему:

• Вступление, предназначенное для привлечения интереса;

• Постановка целей и задач, распределение ролей

• Логически и последовательно построенная цепочка заданий

• Порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы)

• Подведение итогов игры, конечная цель - приз

Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Слайд 9 - Алгоритм организации квеста :

1. Определить цели и задачи.

2. Выбрать место проведения игры.

3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.

5. Написать сценарий (конспект).

6. Подготовить задания, атрибутику (реквизиты) для игры.

II. Практическая часть

Это коротко все, что хотелось бы Вам рассказать о квест – технологиях, т. е. теория вопроса. Теперь переходим к самой интересной части нашего мастер – класса – просмотр основных этапов квест – игры «Заповедник сказок» с детьми старшей группы № 8.

Учитывая алгоритм организации квеста :

- просмотрев массу методической литературы;

- изучив не один интернет-источник по квест – технологиям;

- выбрав наконец – таки тему квест – игры : квест – игра по русским народным сказкам;

- подготовив конспект квест – игры по русским народным сказкам; подобрав весь материал, в том числе к презентациям, участников – персонажей; реквизит, костюмы для детей – участников квеста и персонажей – взрослых;

- проведя огромную подготовительную работу, с привлечением родителей: чтение дома русских народных сказок, просмотр сказок Михаила Роу;

- определив день проведения и съемок квеста.

Давайте посмотрим, что из этого получилось:

1. Мое вступительное слово: я – как организатор квеста собираю команду в группе № 8 и сообщаю, что запустить игру можно, взявшись за руки и пожелав друг другу удачи. Только после этого на экране появляется «Волшебный клубок», который приглашает ребят в увлекательное путешествие по сказкам - в заповедник сказок. Ворота заповедник сказок – закрыты и открыть дверь в Заповедник сказок может ключевое слово, которое необходимо собрать. Команда получает инструкцию и волшебный конверт, в который надо сложить буквы ключевого слова. Игру можно начать и продолжить, правильно выполнив задание, пройдя испытание, и получив за это букву. Маршрутный лист укажет направление пути и подскажет, где спрятались буквы. Только собрав все буквы ключевого слова, можно открыть ворота Заповедника сказок и узнать, что же там спряталось и какой сюрприз ждет участников игры.

Команда отправляется на поиск ключевого слова.

Ход игры:

I этап. «Кабинет логопеда». В гости к бабушке – рассказушке. (буква С);

II этап. «Музыкальный зал». Детушек ждут задания от Царя Гроха. (буква К);

III этап. «Методический кабинет» на встречу с бабуленькой - ягуленькой на «Сказочный экзамен» и «Сказочный эксперимент «Добро украшает человека». (буква А);

IV этап - «Вахта» к Елене Прекрасной в «Музей сказочных предметов». (буква З).

V этап в «Спортивный зал» на «Сказочные испытания» от Емели. (буква К);

VI этап. Возвращение в свою группу, где заканчиваются все испытания, дети получили последнюю букву (буква А) волшебного слова – СКАЗКА! Ключевое слово СКАЗКА открывает дверь в Заповедник сказок!

Затем поздравление всех участников квест - игры с успешным прохождением всех испытаний. И, долгожданный сюрприз и награда от «Заповедника сказок» - книги сказок и конфеты.

В общем и целом, это все, что мне хотелось сегодня рассказать и показать о квест – игре. И в заключение о достоинствах квестов.

Слайд 10 - Достоинства квестов для детей дошкольного возраста :

1. Квест - игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

Слайд 11 - 6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

7. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

8. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

9. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но также нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

10. Квест – это уникальный продукт, это возможность введения в игру разнообразных заданий, что позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих, коммуникативных задач.

Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

Слайд 12 - В заключение хочется отметить, что квест – игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Она становится отличной возможностью от педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Надеюсь, что я убедила вас в том, что квест – технология оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно – образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым.

Каждому педагогу выдаётся Памятка «Квест – игра – это класс.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012;

2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО";

3. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика – Синтез, Москва, 2014;

2. И. В. Колесникова. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 2- 2015;

Список интернет источников:

1. https://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html;

2. https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami;

3. https://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника»
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 21:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Китаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД