Надежда Китаева
Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Мастер – класс
для педагогов
«Квест-игра» как средство развития
социально-коммуникативных качеств дошкольника
в образовательном процессе»
Подготовила воспитатель:
Н. А. Китаева
г. Саранск – 2020 г.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: поделиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми дошкольного возраста, оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО
Задачи:
- сформировать представления о Квест - технологии в детском саду.
- конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;
- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Форма проведения: мастер – класс
Дата проведения: 30.10.2020
Аудитория: начинающие педагоги дошкольного образования
Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация; видео квест – игры «Заповедник сказок».
I. Теоретическая часть:
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!
Эпиграфом к мастер - классу я бы взяла народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Основной принцип мастер - класса :
«Я узнала, как это сделать, и покажу вам»
Нашу встречу я хочу начать с притчи:
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил :
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или неживая?
А сам думает: «Скажет живая – я ее убью, скажет неживая – выпущу»
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил :
— Всё в твоих руках».
Пожалуй, в наших с вами руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которой дети будут успешно социализироваться. В наших руках сделать жизнь детей в детском саду необычной, запоминающейся, увлекательной, интересной, весёлой, игровой.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
И так, в рамках сегодняшнего мастер-класса позвольте поделиться своим опытом по использованию квест-технологии в образовательном процессе. Сначала немного о самой технологии.
Слайд 1 - Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Слайд 2 - Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
• образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся;
• развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
• воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Слайд 3 - Принципы организации квестов :
При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Слайд 4 - При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Слайд 5 - Варианты квестов :
1. Поиск по запискам.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
Виды квест- технологий :
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:
• линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
• штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
• кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Слайд 6 – Темы квестов :
1. В поисках приключений.
2. Помоги герою сказки, мультфильма.
3. Познавательный квест.
4. Научные исследования.
5. Литературный квест.
6. Физкультурный праздник.
7. Квест-викторина.
Слайд 7 - Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
- загадки;
- ребусы;
- игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
- пазлы;
- творческие задания;
- игры с песком, с водой;
- лабиринты;
- спортивные эстафеты.
Слайд 8 - Структура квест-технологии :
Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ребенку, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.
Итак, все сводится к следующему:
• Вступление, предназначенное для привлечения интереса;
• Постановка целей и задач, распределение ролей
• Логически и последовательно построенная цепочка заданий
• Порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы)
• Подведение итогов игры, конечная цель - приз
Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Слайд 9 - Алгоритм организации квеста :
1. Определить цели и задачи.
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.
5. Написать сценарий (конспект).
6. Подготовить задания, атрибутику (реквизиты) для игры.
II. Практическая часть
Это коротко все, что хотелось бы Вам рассказать о квест – технологиях, т. е. теория вопроса. Теперь переходим к самой интересной части нашего мастер – класса – просмотр основных этапов квест – игры «Заповедник сказок» с детьми старшей группы № 8.
Учитывая алгоритм организации квеста :
- просмотрев массу методической литературы;
- изучив не один интернет-источник по квест – технологиям;
- выбрав наконец – таки тему квест – игры : квест – игра по русским народным сказкам;
- подготовив конспект квест – игры по русским народным сказкам; подобрав весь материал, в том числе к презентациям, участников – персонажей; реквизит, костюмы для детей – участников квеста и персонажей – взрослых;
- проведя огромную подготовительную работу, с привлечением родителей: чтение дома русских народных сказок, просмотр сказок Михаила Роу;
- определив день проведения и съемок квеста.
Давайте посмотрим, что из этого получилось:
1. Мое вступительное слово: я – как организатор квеста собираю команду в группе № 8 и сообщаю, что запустить игру можно, взявшись за руки и пожелав друг другу удачи. Только после этого на экране появляется «Волшебный клубок», который приглашает ребят в увлекательное путешествие по сказкам - в заповедник сказок. Ворота заповедник сказок – закрыты и открыть дверь в Заповедник сказок может ключевое слово, которое необходимо собрать. Команда получает инструкцию и волшебный конверт, в который надо сложить буквы ключевого слова. Игру можно начать и продолжить, правильно выполнив задание, пройдя испытание, и получив за это букву. Маршрутный лист укажет направление пути и подскажет, где спрятались буквы. Только собрав все буквы ключевого слова, можно открыть ворота Заповедника сказок и узнать, что же там спряталось и какой сюрприз ждет участников игры.
Команда отправляется на поиск ключевого слова.
Ход игры:
I этап. «Кабинет логопеда». В гости к бабушке – рассказушке. (буква С);
II этап. «Музыкальный зал». Детушек ждут задания от Царя Гроха. (буква К);
III этап. «Методический кабинет» на встречу с бабуленькой - ягуленькой на «Сказочный экзамен» и «Сказочный эксперимент «Добро украшает человека». (буква А);
IV этап - «Вахта» к Елене Прекрасной в «Музей сказочных предметов». (буква З).
V этап в «Спортивный зал» на «Сказочные испытания» от Емели. (буква К);
VI этап. Возвращение в свою группу, где заканчиваются все испытания, дети получили последнюю букву (буква А) волшебного слова – СКАЗКА! Ключевое слово СКАЗКА открывает дверь в Заповедник сказок!
Затем поздравление всех участников квест - игры с успешным прохождением всех испытаний. И, долгожданный сюрприз и награда от «Заповедника сказок» - книги сказок и конфеты.
В общем и целом, это все, что мне хотелось сегодня рассказать и показать о квест – игре. И в заключение о достоинствах квестов.
Слайд 10 - Достоинства квестов для детей дошкольного возраста :
1. Квест - игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
Слайд 11 - 6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
7. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.
8. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.
9. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но также нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
10. Квест – это уникальный продукт, это возможность введения в игру разнообразных заданий, что позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих, коммуникативных задач.
Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
Слайд 12 - В заключение хочется отметить, что квест – игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Она становится отличной возможностью от педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Надеюсь, что я убедила вас в том, что квест – технология оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно – образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым.
Каждому педагогу выдаётся Памятка «Квест – игра – это класс!».
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012;
2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО";
3. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика – Синтез, Москва, 2014;
2. И. В. Колесникова. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 2- 2015;
Список интернет источников:
1. https://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html;
2. https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami;
3. https://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/