Екатерина Копытова
Мастер-класс для педагогов «Опыт работы в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
мастер-класс для педагогов
Оборудование: проектор, проекторный экран, крахмал, масло, памперсы, вода, маленькие стаканчика, вода, поддоны для работы.
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Я воспитатель второй младшей группы в детском саду, возраст детей от 3 до 4 лет.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Опыт работы в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2 слайд. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
3 слайд. На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов. Однако младшие дошкольники не всегда уверены в правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек».
4-5 слайд. Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской деятельности является экспериментирование. В повседневной жизни дети часто экспериментируют с различными предметами и веществами. Многие увлекательные игры-эксперименты начинаются с таких действий как, измерение глубины луж, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьев. Все это в значительной мере и есть проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску. Но когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.
5 слайд. Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно важно на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю, что да. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства к пониманию.
- Крикните громко и хором, друзья
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на мастер-класс, настроения нет?
Вам лекцию хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я, активными будете? (Да.)
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаё т себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
Посмотрим, что же получится у нас?
Слайд 11 - У нас, по-моему, пришло на почту письмо.
Слайд 12,13
- Ну что, поможем нашим далеким друзьям? Только вот вопрос, как мы отправим снег в далекую жаркую страну, он ведь растает.
- Кажется у меня есть идея! Мы с вами изготовим снег сами, он не будет отличаться от настоящего.
Для этого нам понадобятся: картофельный крахмал и детское масло для тела.
- Перемешиваем крахмал с маслом для получения однородной массы.
- В процессе перемешивания обращаем внимание, как «хрустит снег».
- Из готовой смеси можно лепить снежки, делать снеговика, постройки малых форм.
- Дополняя поделку необходимыми элементами (ручками, глазками, использование маленьких игрушек для обыгрывания).
- А еще снег можно сделать другим способом. (объяснение, из наполнителя памперса и воды)
- Приступайте к работе.
Работа с залом.
- Пока участники заняты, я предлагаю Вам тоже поэкспериментировать.
Опыт 1 Что в пакете?
Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые пакеты.
Описание опыта
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт 2 Бантик из бумаги и ткани.
Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).
Материал: Кукла, полоски бумаги и ткани, емкость с водой.
Описание опыта
Педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать себе бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог делает вид, что объясняет кукле, что бант из бумаги порвется, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети продуют завязать бант и убеждаются, что он рвется. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты из бумаги намокают и рвутся.
Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.
Выводы. Бумага рвется, намокает в воде. Ткань мнется, ее можно стирать, гладить.
Опыт 3 Как взвесить воздух
Ход исследования. Попробуйте взвесить воздух. Возьмите палку около 60 сантиметров. На её середине закрепите веревочку, а к обоим концам привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку с шариками в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что случиться, если один из шариков проткнуть иголкой. Проткните иголкой один из воздушных шаров. Что происходит? Воздух из шарика выходит, и конец палки поднимается вверх. Почему? Шарик без воздуха стал более легким. Что произойдет, если мы проткнем и второй шарик? Проверьте на практике предположения ребят. Равновесие снова восстанавливается. Значит, шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод. Воздух имеет вес. Поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.
Связь с повседневной жизнью. Дети повторяют опыт дома с родителями, используя шарики разной формы и размера.
Опыт 4 Притягивает ли магнит через бумагу
Ход исследования. Из скрепок, высыпанных на пластиковую тарелочку, делаем бусы. Затем накройте её листом бумаги и повторите опыт. «Работает» ли магнит?
Вывод. Магнит притягивает предметы даже через бумагу.
Связь с повседневной жизнью. Пусть дети поднесут магнит к разным предметам через бумагу и сделают выводы.
- Знакомлю детей с статическим электричеством
Опыт 5 Танцующая фольга
Ход исследования. Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Так же можно взять пластмассовую палочку и потереть её о шерстяную ткань. Полоски начнут "танцевать".
Вывод. Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные элементы электрического тока.
- Закончила работу группа, посмотреть результат, обсудить, спросить пожелания. Слайд 14
- Уважаемые коллеги, в заключении нашей встречи хочется отметить, что работу по экспериментальной деятельности можно проводить во время непосредственной образовательной деятельности и во время прогулок, а также во время образовательной деятельности в режимных моментах. Организация данной деятельности требует много времени, но радость на детских лицах окупает их в стократ.