Валентина Власкина
Мастер-класс для молодых педагогов «Вояж в мир моторики раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мастер-класс предназначен для молодых педагогов, работающих на группах с детьми раннего дошкольного возраста. В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Актуальность. Недостаточная компетентность молодых педагогов в вопросах развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Публикация «Мастер-класс для молодых педагогов „Вояж в мир моторики раннего возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Цель: демонстрация игровых упражнений на укрепление руки малыша, развития согласованные движений рук, дифференцированных движения пальцев рук, направленных на развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Задачи:
- повышать компетентность молодых педагогов в вопросах развития мелкой моторики детей раннего возраста:
- активизировать интерес молодых педагогов к использованию в своей деятельности с детьми игр и упражнений для развития мелкой моторики детей раннего возраста;
- наглядно продемонстрировать применение игровых упражнений в деятельности.
Используемые методы и приемы: словесные (беседа, практические (демонстрация игр и упражнений).
Материалы и оборудование: карандаши с ребристой поверхностью;
кусочки поролона по количеству педагогов; пластилин, пластмассовые шарики; небольшие пластиковые бутылки с крышками (по количеству педагогов, мелкие предметы (фасоль)в коробочке (по количеству педагогов); игрушка курочки, киндер-сюрпризы завернутые в фольгу; разноцветные прищепки.
Программа мастер-класса
1. Вводное слово
2. Введение в тему
3. Игровые упражнения совместно с педагогами
4. Подведение итогов.
ХОД
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер- классе, который посвящен развитию мелкой моторики детей раннего возраста.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Сейчас я вас познакомлю, и мы с вами поиграем в игры, выполним упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
А сейчас переходим к практике:
Игра «Крутись, карандаш»
Цель. Сделать массаж ладоней ребенка.
Ход игры
- Возьмите карандаш с ребристой поверхностью. Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед — назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».
(Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей, потом другой.)
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: укрепления мышц пальцев и кистей рук.
- Возьмите небольшие кусочки поролона и спрячьте их в ладошке так, чтобы поролона не было видно - зажмите покрепче в ладошке! А теперь разожмите, покажите, что у вас там и снова спрячьте в ладошке губку, покрепче зажмите!
Игра «Спрячь шарик»
Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Возьмите по кусочку пластилина и разомните его, затем берём шарики и облепляем пластилином (прячем шарик в пластилин, а затем найти снять пластилин с шарика.
Игра «Погремушка»
Цель: развивать хватательные и соотносящие движения рук.
Показываю присутствующим пластиковую бутылку с фасолью внутри.
- Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек. Возьмите приготовленные бутылочки и откройте крышки. Затем берём коробочки с фасолью и кладем её в бутылки. Смотрите внимательно, как брать предметы по одному (двумя пальцами или щепотью) и опускать их в узкое горлышко бутылки. После того как положите предметы внутрь своих сосудов, закройте бутылки крышками и погремите.
Чтобы малыши не устали и не потеряли интерес к выполняемой работе, сначала для изготовления погремушки предлагайте им не более 5-6 мелких предметов.
Игра «Курочка Ряба»
Цель: развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Перед вами курочка Ряба которая снесла золотое яичко (киндер-сюрпризы завернутые в золотой фольге, предлагаю «разбить» их - снять фольгу.
В следующий раз можно раздать детям шарики и фольгу и предложить из простых «яичек» сделать золотые и серебряные.
Игра «Прищепки прячутся»
Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.
Перед началом игры прикрепляю прищепки в разных местах зала - на занавесках, на мебели, а также на одежде присутствующих.
Показываю педагогам прищепку и предлагаю поиграть:
- Представьте себе, что прищепки - это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку.
Когда дети научатся расстегивать прищепки, покажите им, как их пристегивать.
Игра «ВЫШЛИ пальчики гулять»
Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Предлагаю педагогам сжать пальцы в кулак и читаю стихотворение. (По ходу чтения повторяют за мной движения.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
Повторите игру с пальцами другой руки.
Можно использовать разные пальчиковые гимнастики, которые соответствуют возрасту детей.
Итог
Спасибо, уважаемые коллеги, за участие в мастер-классе и я надеюсь, что он вам поможет в работе с детьми раннего возраста.
Использованная литература:
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.