Матвеева Екатерина
Консультация для педагогов групп раннего возраста «Специфика обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассмотрим особенности обучения детей раннего возраста. Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Исследования в области педагогики раннего детства показали исключительную роль целенаправленного воспитания и обучения детей с первых лет жизни. Наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного и систематического обучения и воспитания, осуществляемого взрослым с учетом развития ребенка. Ребенок раннего возраста обладает уникальной способностью обучаться от взрослого. Под способностью обучаться понимается умение детей раннего возраста воспринимать задание и действовать по образцу, словесной инструкции, стремление к получению определенного результата, заданного взрослым, а также умение переносить полученные знания в новую ситуацию.
Публикация «Консультация для педагогов групп раннего возраста „Специфика обучения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей познавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего возраста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.
Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста :
- вначале это непосредственное эмоциональное взаимодействие в сочетании с предоставлением возможности ребенку действовать с игрушками и предметами;
- с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;
- первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;
- с пониманием ребенка речи взрослого используется показ со словесными пояснениями.
Обучение детей раннего возраста осуществляется на основе следующих принципов:
• дидактические игры-занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения;
• распределение программного материала по занятиям осуществляется на основе принципа последовательности от простого к сложному;
• принцип активности, подразумевает включение ребенка в разнообразную деятельность;
• продуктивность занятия с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения, эмоциональные формы общения вызывают у малыша положительные эмоции;
• успешное усвоение детьми программного материала может быть достигнуто лишь при повторном их предъявлении либо занятия в целом, либо с усложнением или изменением;
• принцип наглядности в сочетании со словом, обеспечивает связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами;
• при организации занятий важен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также соответствующий возрасту объем знаний.
Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста :
От 1 до 2- лет: развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальные занятия, игры и развлечения.
От 2-х до 3-х лет: физкультурные занятия, занятия по сенсорному развитию, развитие речи и ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, конструирование из строительного материала, музыкальные занятия. Все виды занятий требуют от детей определенных усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.
Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на занятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.
Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуманный подбор методов и приемов обучения, воспитатель не только обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение знаний детьми