Ирина Макеева
Мастер-класс для клуба молодой семьи «Этикет с малых лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для клуба «Молодая семья» по теме самообразования: «Этикет с малых лет».
Цель: Создание благоприятного психоэмоционального общения и климата в семьях.
Задачи:
1. Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских взаимоотношений через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей.
2. Просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения этикета у дошкольников с малых лет.
3. Формирование навыков адекватного общения родителей
Публикация «Мастер-класс для клуба молодой семьи „Этикет с малых лет“» размещена в разделах
с детьми.
4. Стимулирование личностного роста, повышение психологической и педагогической компетентности родителей.
Ход: (постановка проблемы)
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Есть в жизни вещи, которые никогда не выйдут из моды и одна из них - это хорошие манеры. Прививать их необходимо с самого раннего детства, так сказать, чтоб дети впитывали правила этикета с молоком матери. Тогда ребёнку, впоследствии, будет легче адаптироваться в социуме.
Но, прежде чем обучать ребенка этикету, нужно и самому взрослому наверняка знать его правила.
А знаете ли их Вы уважаемые родители, мы сейчас проверим, и одновременно с этим их изучим.
Речевая игра (мини – консультация) :
«Верно, не верно» («Согласны, не согласны»)
Правила речевой игры: Родителям зачитываются главные, основные правила обучения детей этикету, методом голосования родители поднимают красные или зеленые кружки, соглашаясь или отвергая данное правило. После этого идет короткое обсуждение.
Атрибуты: Красный кружок – не верно, не согласен.
Зеленый кружок- верно, согласен.
Ход игры:
Утверждения:
1. Не устраивайте авралов - это бесполезно. Обучение этикету требует времени и системного подхода. Пытаясь преподать ускоренный курс, заставляя ребенка запоминать множество сложных правил, мы лишь вызовем его раздражение.
2. Будьте позитивны и конкретны. Говорите о том, что нужно делать, а не о том, что не нужно. Вместо того чтобы сказать: "Не держи ложку в кулаке" лучше показать: "Держи ложку вот так".
3. Подсказывайте. В постоянном напоминании о правилах хорошего тона нуждаются все дети, даже старшие. Старайтесь поправлять ребенка с глазу на глаз или, если вы находитесь на людях, делайте это шепотом или особым жестом - это избавит его от чувства неловкости. Своих детей не нужно показательно воспитывать при посторонних. Не следует делать замечаний чужим детям, особенно в присутствии их родителей или других людей.
4. Не жалейте похвалы. Хвалите даже за самые малые достижения. Ребенок хорошо запомнит такую реакцию с вашей стороны: "Конечно, я дам тебе печенье, ведь ты так вежливо попросила". Обратите внимание, как сияет ребенок, когда его хвалят за хорошее поведение.
5. Личный пример. Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребёнок здоровался с соседями, - здоровайтесь с ними первыми и громко. Кроме того, помните, что, если вам нравится говорить: «Привет!», нельзя требовать от малыша здороваться по-другому. Если хотите, чтобы ребенок ел, сидя за столом, а не на бегу, вы должны делать то же самое. И еще - чем чаще вы говорите "спасибо" и "пожалуйста" своим детям, тем скорее эти слова войдут в их собственный лексикон.
6. Игра помогает быстрее усваивать простые правила. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу.
7. Чтение сказок помогает быстрее усвоить простые правила. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом.
8. Предоставление самостоятельного права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребёнку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали: «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
9. С самого раннего возраста приучайте ребенка поддерживать порядок в своей комнате. Посильные и необременительные домашние дела дисциплинируют ребенка, приучают к труду. Ведь участие в домашних делах вместе с взрослыми позволяет маленькому человеку взглянуть на окружающую его привычную обстановку глазами родителей, почувствовать, как его собственные усилия в том или ином деле способствуют созданию в доме уюта и красоты.
Этикет – дело тонкое и кропотливое, изучать и обучать мастерству этикета нужно обдуманно и не спеша.
Но порой бывает так, что, не спеша просто не получается, ведь современный мир диктует нам свои определенные правила, и нам приходится спешить. Спешить на работу. Спешить скорее отвести ребенка в детский сад, чтобы не опоздать на эту самую работу. Спешить забрать ребенка из детского сада с той самой работы и умудриться попасть вечером на приглашенный праздник. И иногда в этой спешке мы выглядим порой совсем не вежливо, но вовсе этого не замечаем… У этикета есть язык жестов, в котором не нужно употреблять речь. Сейчас мы наглядно в практической ситуации постараемся в этом разобраться, ведь наверняка в жизни каждого взрослого человека было такое, что он вместо приветствия отправлял кому-то приветственный жест…Но так ли просто было сориентироваться? В жизни взрослого человека, так же, как и ребенка встречаются люди, наделенные различными социальными ролями – начальник, подчиненный, ваши родители, дети, просто знакомый, сосед по дому и так далее…
П/и «Этикет приветствия в жестах»
Цель: Показать родителям что этикет неотъемлемая часть жизни человека, этикет нужен в любых жизненных ситуациях и взрослым, и детям. Показать родителям, что обучение этикету требует времени и терпения. Дать понять это с помощью практической ситуации, а именно подвижной игры.
Правила п/ и: Родители бегут по кругу в одну сторону, при хлопке ведущего направление бега по кругу меняется в другую сторону, при этом ведущий называет двух родителей, и они из большого круга перемещаются в центр малого круга продолжая бежать. Ведущий наделяет двух родителей, бегущих по малому кругу различными социальными ролями, и они должны немедленно среагировать, применяя правила этикета, без речи, а именно мимикой и жестами высказать свое приветствие друг другу, после выполнения задания игроки возвращаются на место в большой круг, а ведущий вызывает в малый круг других играющих. Все повторяется до окончания игры.
Социальные роли:
1. Мама – дочка
2. Директор завода – подчиненный работник
3. Тренер – спортсмен
4. Учитель – ученик
5. Водитель – пешеход
6. Юноша - девушка
7. Заведующий детским садом – родитель
8. Артист - поклонник
9. Поэт – почитатель
Вывод по завершению мастер – класса по теме «Этикет с малых лет» :
Таким образом мы можем прийти к выводу, что для успешного формирования элементарных правил этикета необходимо :
- полное понимание сущности воспитания элементарных правил этикета, как психолого-педагогического воспитания;
- умение планировать работу по формированию этикетных правил, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства воспитания и обучения.
Решающее значение для воспитания этикета имеет положительный опыт, особое значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует культурного развития ребенка.
Эффективность воспитания этикетных норм дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.