Бубнова Елена
Мастер-класс «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приемов»
«Игра, особенно со сверстниками – это серьезная школа для развивающего мышления детей и условие правильного и всестороннего развития детской личности».
П. Ф. Коптерев
Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приемов для развития у детей дошкольного возраста связной речи.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
1. Научить участников мастер – класса эффективным методам использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приемов.
2. Познакомить участников мастер – класса, с новыми дидактическими играми для детей.
3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.
Предлагаемые результаты для воспитателей:
1. Овладение нетрадиционными приемами использования в работе дидактических игр.
2. Развитие педагогом индивидуальных особенностей детей в дидактических играх.
3. Расширение знаний традиционных и нетрадиционных дидактических игр и игровых приемов.
Оборудование: Мультимедийный проектор.
Презентация –Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приемов.
Сценарий проведения мастер – класса.
Уважаемые коллеги! Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранит нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а при поступлении в школу, они начинают испытывать трудности и в обучении.
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.
• Игры с предметами–в них используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. К играм с предметами относятся сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т. д.
• Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и игровые задачи, которые решаются при их использовании. Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
• Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай – ка», «Магазин», «Да – нет», Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и другие. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания, памяти: «Хлопни в ладоши, если услышишь…», «Какое слово отличается от других?» и т. д.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Доскажи словечко», «Назови одним словом», «Когда это бывает» и т. д.
Предлагаю вам ознакомиться с дидактическими играми, направленными на развитие речи, которые вы можете использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста. Их можно использовать в совместной деятельности с детьми, как с группой детей, так и индивидуально. Необходимо заметить, что все дидактические должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать ее интереснее и решить сразу несколько поставленных задач. Начнем мы, пожалуй, с самых кратковременных упражнений, - это игры для развития дыхания.
«Прожорливые фрукты»
Цель: развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление представлений по теме «Фрукты».
Оборудование: трехстворчатые ворота из фанеры, которая расписана фруктами, легкие пушистые белые комочки – пушинки.
Воспитатель предлагает детям дуть на пушистые комочки, которые должны пролететь через ворота.
«Понюхай цветок».
Цель: развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление представлений по теме «Цветы».
Оборудование: бумажные цветы или букеты (можно сделать из открыток). Стебель можно сделать из пластиковой полоски длиной 10 -12 см.
Детям предлагается выбрать понравившийся им «цветы» или «букеты» (уточнив при этом их название, понюхать «цветок», а затем подуть на него. Воспитатель демонстрирует детям утрированный вдох носом («нюх») и плавный длительный выдох на «цветок». Под воздушной струей «цветок» отклоняется. Грудобрюшной тип дыхания на вдохе и выдохе можно контролировать рукой, находящейся на животе («Животик надувается – животик сдувается»).
«Игра с дудочкой».
Цель: закрепление плавного длительного и короткого выдоха и умения их различать; развитие слухового внимания; активизация мышц губ.
Оборудование: дудочки, свистки, звучащие игрушки.
Воспитатель вызывает 2 – 3 детей и объясняет им условие игры : «Это наши звучащие игрушки. Они умеют играть на дудочке (свистеть). Если я проведу рукой по спине от плеча к плечу, то ты дуешь длительно, а если только коснусь тебя, то ты дуешь коротко. Будьте внимательны!» Дети воспроизводят звуки, по длительности соответствующие их тактильным ощущениям.
«Прогоним тучку»
Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.
Оборудование: вырезанная из картона тучка с приклеенными полосками тонкой бумаги или кальки, изображающими дождик.
Воспитатель говорит: «Пришла осень. По небу плывут тучи, часто идет дождик. Давайте прогоним тучки, чтобы вновь засветило солнышко».
Дети дуют на полоски из бумаги, которые имитируют дождик. Воспитатель следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.
«На полянку, на лужок тихо падает снежок»
Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.
Оборудование: вырезанные из картона снежинки или «снежные комочки из синтепона на ниточках.
Воспитатель раздает детям снежинки и говорит: «Наступает зима. На улице идет снег. Летят веселые снежинки. Давайте подуем и на наши снежинки, чтобы они полетели и закружились. Чья снежинка дольше продержится в воздухе?» Дети дуют на свои снежинки. Воспитатель следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.
«Сдуй снежинку с ладошки».
Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.
Оборудование: маленькие снежинки из бумаги или небольшие комочки ваты.
Ребенок плавно сдувает снежинку с ладошки. Эту игру можно проводить в виде соревнования: «Чья снежинка улетит дальше?»
«Мыльные пузыри»
Цель: отработка выдоха различной силы и длительности, активизация мышц губ.
Оборудование: небольшая емкость с мыльным раствором или разведенным водой шампунем, трубочка для коктейля для выдувания пузырей.
Воспитатель выдувает несколько мыльных пузырей, различных по объему. Затем к игре привлекаются дети. Внимание детей обращается на величину мыльных пузырей, их радужную расцветку, способность лететь.
Обратите внимание: мыльный раствор ни в коем случае не должен втягиваться в трубочку, ее кончик просто опускается в емкость. Если вы расщепите кончик трубочки на несколько частей и слегка отогнете их в стороны, то пузыри будут выдуваться легче и будут крупнее.
Можно внести в эту игру соревновательный элемент: «Чей пузырь больше? Чем пузырь дольше летит?».
Одно из самых важных направлений, с которого необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания, мышления. Так как без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, т. к. ребенок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Время у нас ограничено, поэтому я не буду подробно останавливаться на каждой игре. На занятиях мы часто используем следующие игры : «Кому, что нужно», «Нужно - нельзя»,«Съедобное – несъедобное», «Что где растет», «Четвертый лишний», где требуется обобщение, установление связи между предметами.
Для развития моторики пальцев рук в нашей группе используются различные шнуровки, застежки, плетенки, мозаики и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счетные палочки, обводки, штриховки и многое другое.
Например, в игре – шнуровке «Что растет в саду и в огороде?» дети выбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку и соединяют петли шнурком, что кроме того способствует и развитию мелкой моторики пальцев рук.
На индивидуальных занятиях мы предлагаем детям игры – лабиринты, которые помогают закрепить лексический материал при изучении определенной темы. Широка известная игра «Чудесный мешочек» нравится детям за ее неожиданность, сюрпризность. Ее можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико – грамматических категорий. Мы используем ее и для проведения артикуляционной гимнастики, когда ребята достают фигурки, соответствующие названиям артикуляционных упражнений.
Для развития кисти и пальцев рук даем детям пробки, решетки, для развития силы кистей рук предлагаем различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить игры драматизации (разыгрывание сценок). На занятиях ив свободное время прищепки превращаются в различных животных и птиц, помогая педагогу развивать мелкую моторику, речь, воображение. Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку прикусываем кончик каждого пальца поочередно, проговаривая слова: «Кусается сильно котенок – глупыш, он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – скажу тебе, кыш!». (Игры с педагогами)
Дети нашей группы с удовольствием играют в настольно – печатные игры, как индивидуально, так и группами. «Домино», «Лото», «Пазлы». Эти игры развивают у детей коммуникативные навыки, повышают речевую мотивацию, обеспечивают психический комфорт. Дети запоминают большое количество речевого материала.
Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетая речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи. Развивая общую и мелкую моторику необходимо добиваться точности выполнения, четкости при сочетании речи с движением, что способствует развитию темпа и ритма речи, координации движений, внимания, мышления и памяти. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно – психических процессов у детей. Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринужденно. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. Нашим детям мы предлагаем следующие игры : «Мяч бросай и животных называй», «Мяч бросай, четко овощи называй», «Назови ласково», «Съедобное – несъедобное», «Скажи наоборот», «Закончи фразу».
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. В игре ребенок получает возможность обогатить и закрепить словарь, развивать связную речь, расширить знания об окружающем мире, развивать словесное творчество.
Дорогие коллеги! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
• Большая ложка, с помощью которой наливают суп (поварешка)
• Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга)
• Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы (муху)
• Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя (петушок)
• Без какого продукта невозможен обед на Руси (хлеб)
• Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства (М. Ломоносов)
• Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы
• (Ф. Шаляпин)
• Что у человека под ногами, когда он идет по мосту (подошва обуви)
• Сколько месяцев в году имеет 28 дней (все месяцы)
• Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море (мокрым)
• Что все люди на земле делают одновременно? (становятся старше)
В следующей игре я вам предлагаю поделится на две команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:
Одна команда – только существительными;
Вторая команда – только глаголами.
Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда не просто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что не сможешь найти подходящее слово. Вот так и дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами.
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие – то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и понимание!