Надежда Панасюк
Цветовой игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы резко увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с этим остро встаёт вопрос о поисках новых методик, форм организации коррекционной деятельности, которые бы повышали эффективность логопедической работы.
Одной из таких методик является цветовой игротренинг Н. М. Погосовой.
Цветовой игротренинг в логопедии – это комбинация игровых упражнений, связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются речевые навыки.
Цель:
Публикация «Цветовой игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Повышение эффективности логопедических занятий через внедрение в практику цветового игротренинга.
Задачи:
Сократить этап автоматизации и дифференциации звуков.
Обогащать словарный запас.
Развивать лексико – грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
Развивать эмоционально – волевую сферу.
Данная методика направлена на комплексное развитие
ребё нка: развитие и коррекцию речи, формирование волевых
качеств и творческих способностей, гармонизацию
эмоционального состояния.
Использование цвета в логопедической работе
Методику Н. М. Погосовой целесообразно и интересно использовать в логопедической работе.
Можно соединить, казалось бы, несоединимые вещи: погружение в мир цвета и развития речи.
Работу желательно проводить с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими общее недоразвитие речи, на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Цветовой игротренинг возможно использовать в разных видах коррекционной работы. Это коррекция звукопроизношения, развитие лексико – грамматических категорий, развитие связной речи.
Использование цвета для коррекции звукопроизношения
Использование цвета может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.
Необходимо отметить два небольших ограничения, с которыми приходится мириться:
1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах.
2. Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука, то один из звуков у ребенка должен быть, либо сохранным, либо полностью автоматизированным.
Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д., а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).
Цвет автоматизации звука
Автоматизация звука «р» : красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.
Автоматизация звука «рь» : сиреневый, коричневый, серебряный.
Автоматизация звуков «с» и «сь» : красный, синий, серый, серебряный.
Автоматизация звуков «з» и «зь» : золотой, розовый, зеленый.
Автоматизация звука «ж» : желтый, оранжевый.
Автоматизация звука «л» : белый, золотой, голубой, желтый.
Автоматизация звука «ль» : зеленый, фиолетовый.
Автоматизация звука «ч» : черный, коричневый.
Использование цвета в формирования связной речи
1. Составление предложений по демонстрации действий. Я положил на желтую салфетку желтого жука. Я рисую желтым карандашом желтого жирафа. Желтая жаба скачет по желтой дорожке.
2. Составление описательных рассказов. Это белая
бабочка. Она прозрачная и легкая. У нее четыре
белых крылышка. И так далее.
3. Сочинение сказок.
Перед началом каждого занятия детям предлагается
расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал.
Использование цветового игротренинга с детьми в семье
Цветовой игротренинг очень эффективен при выполнении домашних заданий ребёнка с родителями. Он позволяет не только сократить этап автоматизации звуков, обогатить, активизировать словарный запас детей, но и послужить стимулом в гармонизации семейных отношений.
Заключение
Проведение занятий, c использованием цвета, позволяет активизировать внимание ребенка, удерживать работоспособность на достаточно высоком уровне, сохранять интерес к занятию до его окончания.
В связи с этим у детей быстрей проходит этап автоматизации и дифференциации звуков, улучшается грамматический строй речи и связная речь.
Эти занятия помогают в формировании психических процессов: внимание, мышление, память. У детей развивается умение чувствовать цвет, ощущать какое настроение он создаёт, какие ассоциации пробуждает,
а также служат для развития фантазии и творческого воображения.
Фиксация внимания на дыхании помогает успокоить возбуждённое состояние ребёнка.
Таким образом, комплексный подход цветового игротренинга повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, вследствие чего возрастает
эффективность коррекционного воздействия на детей.