Инна Демидова
Мастер-класс «Авторская дидактика для детей с РАС»
▼ Скачать +Заказ
«Авторская дидактика для детей с РАС»
Попытка привлечь ребенка к деятельности порой вызывает у него высокую степень негативизма, агрессии, бурно протекающих эмоциональных реакций. Сложность для педагогов заключается в способности определить потребности ребенка на данный момент. Причиной может является, например, недостаток сенсорных стимулов или напротив их переизбыток, другая одежда на педагоге, карандаш иной конфигурации или цвета и т. д.
Публикация «Мастер-класс „Авторская дидактика для детей с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Методы, применимые к нормотипичными детям в большинстве случаев для детей с РАС неэффективны, только увеличивают время пребывания ребенка в стрессовой для него ситуации. Частое пребывание в таких условиях перегружает и без того чрезмерно напряженную нервную систему. Что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, а также состоянии его ближайшего окружения: сверстников, педагогов, родителей.
Для вывода ребенка из зоны дискомфорта корреционно-образовательный процесс осуществляется при организации, преимущественно, индивидуального обучения, с использованием пособий, в том числе адаптированных, которые облегчают отношение ребенка с РАС к требованиям педагогов, гармонизируют взаимопонимание, вследствие чего выравнивается психоэмоциональное состояние ребенка, создаются условия сохранения его психологического здоровья.
Далее мы будем говорить и показывать способы и методы организованного взаимодействия с детьми, которые, как показывает практика, помогает избежать негативных поведенческих проявлений у дошкольников данной категории и минимизировать травмирующие психологические факторы ведения образовательной деятельности.
Отдельно отметим, все дети неговорящие.
Парта
Успешность образовательной деятельности будет зависеть от правильно организованного пространства. Столы с перегородками позволяют создать индивидуальную комфортную зону, ограждающую от излишней информации, обеспечивают общую уравновешенность, повышают способность концентрации внимания на учебном материале.
Детям характерна гиперреактивность поэтому просто сидение за столом, становится настоящей проблемой. Это снижает мотивацию в целом и приводит к нежелательному поведению, цель которого, покинуть место занятия. Направленное удержание ребенка, за рабочим местом ведет к излишнему возбуждению и негативизму. Некоторым детям помогают справится сенсорные подушки, обеспечивая дополнительные сенсорные впечатления и возможность движения во время сидения за столом. Уменьшает негативное отношение к занятию, повышает усидчивость и как следствие качественное усвоение материала.
Наклонная доска
Детям с РАС часто сложно воспринимать материал на горизонтальной поверхности, что приводит к отторжению, негативизму и агрессии во время проведения занятия. Дети лучше просматриваю информацию по вертикали, поэтому мы используем наклонную поверхность, которая обеспечивает комфорт зрительного восприятия, а кроме того, компенсаторную функцию сопутствующих нарушений, характеризующихся высоким или низким мышечным тонусом, атрофией мышц и другими разновидностями нейромускулярных нарушений.
Используются визуальное расписание, а также наблюдаете перемещение учебного материала из зоны «надо сделать» в зону «сделано», это позволяет контролировать ребенку объем заданий, не вызывает ощущение бесконечности занятия.
На видео продолжение занятия организовано в сенсорной комнате для закрепления сенсорных эталонов, с сопутствующим обеспечением двигательной активности, тактильного насыщения, снятия психоэмоционального напряжения после занятия. Оно же является поощрительным стимулом.
Ребенок самостоятельно залез в бассейн. Для продолжения занятия использовали прием «тянем-потянем». На практике закрепляются знания цвета и выполнение вербальной инструкции. Сухой бассейн - это поощрение.
Бодисокс
Часто дети плохо чувствуют собственное тело, его границы, это приводит к неприятным физическим ощущениям, трудности с координацией движений, неуклюжести, проблемы с планированием собственных действий. В «носке для тела» дети чувствуют границы своего тела и его движения, пособие улучшает координацию движений и восприятие пространства, избавляет от неприятных ощущений.
Кроме того, в нем спокойно и весело, испытывая положительные эмоции, ребенок легче идет на сотрудничество, без негативных реакций. С его помощью проще решаются задачи коммуникации и развития речи: разумеется, начиная со звуковой имитации. В данном случае игра «ку-ку».
Ткань достаточно эластичная и требуется приложить усилия определенной части тела, для ее выдвижения и удержания.
Балансир всегда очень востребован для детей. Он позволяет ребенку расслабиться, уменьшает напряжение, помогает ему сосредоточится. Часто качание облегчает коммуникацию для ребенка, и в этот момент с ним проще работать над социальными или речевыми навыками вне стола.
Балансир являясь оборудованием для развития координации движений, в нашем случае с используется для обучения детей сотрудничеству и работе в паре.
Контакт с педагогом уже установлен, осуществляется следующий этап - установление сотрудничества со сверстником. Контакт мимолетный, но все начинается с положительного 2-3 секундного взаимодействия.
Утяжеленное одеяло
Многие дети имеют проблемы с проприоцепцией – восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Часто они испытывают необычайно сильную потребность в глубоком давлении на кожу, и для этого могут пытаться обнимать других людей, залезать в тесные пространства, провоцировать взрослых, чтобы их схватили (например, убегать).
Утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей может уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать спокойным, расслабится. Это терапия глубокого прикосновения помогает повысить уровень серотонина, помочь детям саморегулироваться и расслабиться.
Массажные мячики и щетки
Дети часто имеют искаженное сенсорное восприятие, это относится и к кожной чувствительности. В результате, дети могут негативно реагировать на тактильную стимуляцию — пытаться снять обувь и одежду вне дома, негативно реагировать на любые прикосновения. Другие напротив нуждаются в подобной стимуляции, и это может приводить к нежелательному поведению (например, ребенок может кусать или щипать себя).
Массажные мячики, а также другие приспособления, могут стать важной частью «сенсорной диеты» — запланированной сенсорной стимуляции для коррекции таких проблем. Правильно используя их можно уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым образом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновениями к коже.
Фитбол
Большинство детей нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы, именно поэтому многие из них раскачиваются вперед-назад или из стороны в сторону. Часто им сложно усидеть на месте, они постоянно вскакивают со стула, педагоги, не понимая причин данного поведения используют воспитательные методы и приемы возвращения за стол, что провоцирует негативную эмоциональную реакцию на ситуацию и педагога. Для многих детей, которых трудно «усадить», особенно поначалу, фитбол — это альтернатива стулу, и часть занятий можно проводить, пока ребенок сидит на мяче, что уменьшает протестное поведение и повышает мотивацию. (на видео использование мяча в домашних условиях).
Данные меры по развитию взаимодействия со взрослым и особенности организации образовательного процесса актуальны по отношению к детям с любым вариантом аутизма. При условии, что вся работа с детьми с РАС строиться индивидуально на основе его избирательных интересов, способностей и особенностей развития.
Все используемые инструменты и техники нужно применять очень индивидуально. Они работают только в том случае, если дают приятные ощущения и вызывают положительные эмоции у ребенка.
Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех. Мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.