Барашева Куренкова Алёна
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется мастер класс «Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя».
Прежде чем перейти к артикуляционной гимнастике хотелось бы поговорить о таких аббревиатурах как: ОВЗ, ФН, ФФН, ОНР.
В детских садах, где есть логопедический кабинет, воспитатели наверняка сталкивались с этими понятиями и будет полезным разобраться что это такое.
Публикация «Мастер-класс „Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя“» размещена в разделах
В первую очередь нужно сказать, что Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
К таким детям относятся:
Категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (РАС);
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
ФН (фонетическое недоразвитие речи) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
• в отсутствии (пропуске) звука, вместо ракета -акета
• в искажениях – горловое произнесение звука р.
НЕ ОТНОСЯТСЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ, но посещают логопедический кабинет.
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Т. е., проще говоря, у таких детей нарушены, и фонематический слух, и фонематическое восприятие, и звукопроизношение.
- данные дети не дифференцируют (не различают) произношение пар или групп звуков
- заменяют одни звуки другими, имеющими более простую артикуляцию
- смешивают звуки, т. е. изолированно у ребенка звук есть, но он не автоматизирован в речи.
ОНР (общее недоразвитие речи) – это нарушение всех компонентов речевой системы в целом при сохранном слухе и интеллекте.
Т. е. здесь у нас нарушены и ФС, и ФВ, и звукопроизношение, и слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, и связная речь.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная работа артикуляционного аппарата.
Органы артикуляционного аппарата :
Для выработки полноценных движений органов артикуляционного аппарата полезна артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика (АГ) – это комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата (голосового и дыхательного отделов).
Основная цель АГ выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а так же для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.
Задачами артикуляционной гимнастики являются :
- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;
- формировать правильное произношение звуков;
- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.
АГ делятся на 2 группы:
- статические – правильное положение органов артикуляционного аппарата и
- динамические – правильные движения органов артикуляционного аппарата.
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционную гимнастику надо проводить ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
2. Продолжительность АГ 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3.
3. Нежелательно проводить гимнастику сразу после еды.
4. Артикуляционную гимнастку выполняется сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Упражнения выполняются от простого к сложному.
6. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо.
7. Воспитатель следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.
Логопед включает в домашнюю работу только те упражнения, которые ребенок выполняет автоматически, т. е. 100% правильно.
Артикуляционная гимнастика разработана для постановки разных групп звуков, т. е. для свистящих, шипящих и сонорных.
Рассмотрим комплекс упражнений для постановки свистящих звуков:
Комплекс упражнений для свистящих звуков [с], [с’] [з], [з’], [ц].
«Заборчик», «Блинчик», «Чистим зубки», «Месим тесто»
Комплекс упражнений для шипящих звуков [ш], [щ] [ж], [ч].
«Киска сердится», «Дудочка», «Загнать мяч в ворота», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Парус»
Комплекс упражнений для свистящих звуков [р], [р’] [л], [л’].
«Гармошка», «Качели», «Индюк», «Маляр», «Барабанщики», «Пароход гудит», «Орешек»
Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.