Маркова Милана
Рефлексивная техника «Доска выбора деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период становления всех ее характеристик, в том числе и рефлексивных способностей.
В дошкольном возрасте складываются предпосылки формирования навыков анализа собственной деятельности: появляется осознание себя во времени, личное сознание; возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя; дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; развивается способность мотивировать самооценку. Формированию же указанных навыков способствует рефлексия.
Публикация «Рефлексивная техника „Доска выбора деятельности“» размещена в разделах
Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности. Рефлексия является обязательным условием саморазвития детей. Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с дошкольниками – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Использование средств и приемов рефлексивной оценки в процессе и вне занятий способствует формированию у дошкольников навыков анализа собственной деятельности, способствует тому, что каждое действие ребенка становится осознанным и понятным ему, ставит ребенка в активную позицию, позволяет самостоятельно «открывать» новые знания и способы действий, способствует формированию субъектной позиции.
Среди средств и приемов рефлексивной оценки вне занятий наиболее интересным и современным средством является рефлексивная техника «Доска выбора деятельности», поскольку способствует формированию у дошкольников навыков анализа собственной деятельности, осознанию дошкольниками собственной деятельности.
Цель рефлексивной техники: формировать умение ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор деятельности, которой он будут заниматься.
«Доска выбора деятельности» представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения центров активностей в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. У каждого ребенка есть особый значок. В течение дня детям предоставляется возможность выбора центров активности, которой они занимались. Выбрав вид деятельности, которой дети занимались, они отмечают, рисуя знаки-символы, в соответствующие кармашки. В конце каждого дня воспитатель собирает детей
в круг и обсуждает с детьми, в каких центрах активности они занимались, и с кем, чем они занимались, что особенно понравилось делать, играть.
Использование рефлексивной техники «Доска выбора деятельности», способствует формированию у дошкольников навыков анализа собственной деятельности, умению делать самостоятельный и осознанный выбор деятельности. Кроме того, позволяет воспитателю получить определенные представления об уровне сформированности у детей умений делать самостоятельный и осознанный выбор деятельности, выявить имеющиеся трудности и планировать дальнейшую работу по формированию рефлексивных навыков у воспитанников.