Светлана Фадеева
Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:Фадеева Светлана Петровна
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
С помощью детского фольклора мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров.
С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве, колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками, прибаутками. Пестушка незаметно переходит в потешку.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает нам установить контакт с ребенком. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Мы используем различные потешки в адаптационный период, такие как, например:
• Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
• Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Работая с детьми раннего возраста на протяжении 30 лет, прихожу к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить не в меру «расходившихся» малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, созданные русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»(вызывают у ребенка потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.
Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Любой воспитатель понимает, что сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда я начинаю петь, дети даже не понимая многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают.
• Баю – бай, баю – бай,
Ты собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою Катю не буди.
• Люли, люли, люли
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша крепко спать.
Дети проснулись, впереди умывание и здесь на помощь приходят следующие потешки:
• Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки.
Вот такие ладушки,
Ладушки – ладошки.
• Водичка – водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели….
Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:
• У нас много ребят,
Все по стульчикам сидят,
Кашу масляну едят.
• Люли, люли, люли
Прилетели гули,
Коровку подаили,
Молочком напоили.
Время гулять. Но сначала одеваться. Это трудно. А вот с потешками легко, весело:
• Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки,
Вот так хорошо!
• Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька.
• Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Оденем на ножки
Красные сапожки.
На прогулке наблюдаем за природными явлениями:
• Ой ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
• Дождик, дождик пуще,
Будет травка гуще.
• Травка – муравка
Со сна поднялась.
• Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей,
Освяти,обогрей,
Телят да егнят,
Еще маленьких ребят.
Незаменим фольклор и при организации игр:
• Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот –
Разобьет весь хоровод.
Чтобы заставить детей двигаться, мы используем такие потешки:
• Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
• Большие ноги
Шли по дороге.
Топ – топ – топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Топ-топ-топ-топ.
Топ-топ-топ-топ.
Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Поэтому они занимают огромное место на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, продуктивным видом деятельности, на занятиях по физической культуре.
• «Сорока-ворона»
• «Петушок-петушок»
• «Сидит белка на тележке»
• «Наши уточки с утра»
• «Лиса по лесу ходила»
Мы учим малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребенка. Среди сказок выделяются три разновидности:
1. Бытовые («Курочка-Ряба», «Репка»);
2. Волшебные (чудесные) «Лягушка царевна»-старшая группа;
3. Сказки о животных: главные герои в них – звери и птицы, наделенные человеческими чертами и действуют как люди («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»);
Мы используем разные виды знакомства со сказкой: чтение книг, настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф. Дети с удовольствием принимают участие в рассказывании сказок.
Наша задача, как педагогов – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Через сказку, потешку, песенку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так «Репка», «Морковка», «Огуречик» не обыкновенный предмет, а источник труда человека.
Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию слов.
Использование потешек, скороговорок, считалок дает потрясяющие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы мы используем при проведении артикуляционной, дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения появившихся у детей раннего возраста звуков гласных и простых согласных.
• Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух ду-ду,
А я дудочку нашла
Пастушку отдала.
Ранний возраст для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Родители были приятно удивлены, когда на совместном развлечении, их дети предстали перед ними в образе героев русской народной сказки. Совсем недавно они были маленькие, а здесь читали потешки, пели песенки и охотно демонстрировали свои подражательные способности. И все это благодаря народным сказкам, колыбельным, потешкам, которые погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир.