МААМ-картинки

Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни

Светлана Фадеева
Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Автор:Фадеева Светлана Петровна

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни» размещена в разделах

С помощью детского фольклора мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров.

С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве, колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками, прибаутками. Пестушка незаметно переходит в потешку.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает нам установить контакт с ребенком. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Мы используем различные потешки в адаптационный период, такие как, например:

• Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

• Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

Работая с детьми раннего возраста на протяжении 30 лет, прихожу к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить не в меру «расходившихся» малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, созданные русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»(вызывают у ребенка потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.

Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Любой воспитатель понимает, что сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда я начинаю петь, дети даже не понимая многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают.

• Баю – бай, баю – бай,

Ты собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Мою Катю не буди.

• Люли, люли, люли

Прилетели гули,

Стали гули ворковать,

Стал Ванюша крепко спать.

Дети проснулись, впереди умывание и здесь на помощь приходят следующие потешки:

• Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки.

Вот такие ладушки,

Ладушки – ладошки.

• Водичка – водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели….

Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

• У нас много ребят,

Все по стульчикам сидят,

Кашу масляну едят.

• Люли, люли, люли

Прилетели гули,

Коровку подаили,

Молочком напоили.

Время гулять. Но сначала одеваться. Это трудно. А вот с потешками легко, весело:

• Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки,

Вот так хорошо!

• Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька.

• Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Оденем на ножки

Красные сапожки.

На прогулке наблюдаем за природными явлениями:

• Ой ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

• Дождик, дождик пуще,

Будет травка гуще.

• Травка – муравка

Со сна поднялась.

• Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освяти,обогрей,

Телят да егнят,

Еще маленьких ребят.

Незаменим фольклор и при организации игр:

• Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет весь хоровод.

Чтобы заставить детей двигаться, мы используем такие потешки:

• Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

• Большие ноги

Шли по дороге.

Топ – топ – топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

Топ-топ-топ-топ.

Топ-топ-топ-топ.

Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Поэтому они занимают огромное место на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, продуктивным видом деятельности, на занятиях по физической культуре.

«Сорока-ворона»

«Петушок-петушок»

«Сидит белка на тележке»

«Наши уточки с утра»

«Лиса по лесу ходила»

Мы учим малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребенка. Среди сказок выделяются три разновидности:

1. Бытовые («Курочка-Ряба», «Репка»);

2. Волшебные (чудесные) «Лягушка царевна»-старшая группа;

3. Сказки о животных: главные герои в них – звери и птицы, наделенные человеческими чертами и действуют как люди («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»);

Мы используем разные виды знакомства со сказкой: чтение книг, настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф. Дети с удовольствием принимают участие в рассказывании сказок.

Наша задача, как педагогов – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Через сказку, потешку, песенку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так «Репка», «Морковка», «Огуречик» не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию слов.

Использование потешек, скороговорок, считалок дает потрясяющие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы мы используем при проведении артикуляционной, дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения появившихся у детей раннего возраста звуков гласных и простых согласных.

• Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух ду-ду,

А я дудочку нашла

Пастушку отдала.

Ранний возраст для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Родители были приятно удивлены, когда на совместном развлечении, их дети предстали перед ними в образе героев русской народной сказки. Совсем недавно они были маленькие, а здесь читали потешки, пели песенки и охотно демонстрировали свои подражательные способности. И все это благодаря народным сказкам, колыбельным, потешкам, которые погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир.

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Анализ анкетирования родителей в группе раннего возраста «Игрушка в жизни детей и их предпочтения» В АНКЕТИРОВАНИИ УЧАСТВОВАЛО 15 РОДИТЕЛЕЙ (60%от списочного состава). Форма анкетирования – анонимная. Анкетирование проводила воспитатель.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни
Опубликовано: 18 января 2020 в 18:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Фадеева (УИ 465350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД