МААМ-картинки

Малые фольклорные формы в воспитании детей

Елена Грачева
Малые фольклорные формы в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Фолькло р (англ. folk-lore — в буквальном переводе он означает «народная мудрость») — международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. Устное словесное и музыкальное народное творчество, а так же язык, верования, обряды, ремёсла, а также обозначает различные проявления народной духовной культуры.

Публикация «Малые фольклорные формы в воспитании детей» размещена в разделах

Малыми жанрами фольклора называются небольшие по объёму произведения, которые связаны с детством человека, помогают ему расти и развиваться, постигать мир. К малым жанрам устного народного творчества относятся колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, считалки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Народное творчество – это источник народной мудрости, которая сочетает в себе поэтические народные слова и движения, и помогает приобщить ребенка к миру духовных и нравственных ценностей, позволяет ему поверить в торжество добра, ярче увидеть красоту окружающего мира, обогащать себя и понять себя, как личность.

Первое знакомство с народным творчеством (фольклором) начинается с ранних лет – это колыбельные песни, потешки, прибаутки, частушки, заклинки, пальчиковые игры, игры с пестование. Музыкальный фольклор – это первая возможность окунуться в мир народного искусства. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Целый пласт народных песен имеет четко выраженную художественно - воспитательную ценность : формируется эстетический вкус ребенка, к образному меткому слову (эпитетам, народным выражениям, поэтическим оборотам, что приучает их легко запоминать и пользоваться в обыденной речи. Дети проявляют живой интерес к содержанию и с большим удовольствием их поют.

Первое знакомство с русской народной песней необходимо начинать с малых фольклорных форм : колыбельных, прибауток, потешек, пестушек, приговорок, считалок, скороговорок, песенок – небылиц, частушек. К малым фольклорным жанрам относятся также: пословицы, поговорки, приметы, загадки, присловья, каламбуры.

Прибаутка, от слова «ба ять», то есть говорить, — это малый жанр фольклора в виде короткого увлекательного стихотворения на различные темы. Прибаутка от потешки отличается тем, что потешка сопровождается определенными игровыми действиями, а прибаутка — нет. Прибаутка помогает разнообразить мир малыша. Например: «Птички прилетели, Сели — посидели, Сели -посидели, Песенку запели: — Чик-чирик, Чик-чирик, Чик-чирик, Чирик-чик-чик». Пестушки – это короткие стишки, с помощью которых наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Главные особенности пестушек - это, во-первых, ритмичный текст, который легко произносить, четко выговаривая слоги и утрированно протягивая гласные звуки. Во-вторых - сюжет: мама, няня или бабушка обещает ребенку счастливое будущее, рассказывает, как все будет хорошо, выражают нежность и восхищение и комментирует его и свои действия. Например:

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Или: Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

(Все слова сочетаются с действиями).

Приговорка — смешная, остроумная, часто рифмованная поговорка или пословица, небольшой рассказ или стихотворение. Так называют многие тексты, знакомые нам с детства: от "Баба сеяла горох" до "Кукушка, кукушка, сколько мне лет жить?" Приговорки – это короткие пожелания или просьба, обращаемая человеком к природе, растению, животному. Например: «Солнышко, солнышко, полети на облачко! Там твои детки кушают конфетки». Считалки — это забавные детские стихи, которые помогают выбрать водящего в игре или разделиться на команды. Например:

Начинается считалка,

На берегу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Скороговорки, - это короткие фразы с искусственно усложнённой артикуляцией. Например: 1. Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке. 2. Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой. 3. Шелест шелестит листвой. Шепот шепчется с травой.

Песенки – небылицы это стишки про несуществующих персонажей и явления, они очень веселят детей. Частушки любят все и взрослые, и дети, но этот жанр не для малышей, а для ребят постарше.

Пословицы и поговорки часто путают. Вот пословицы и поговорки. Почувствуйте разницу между пословицами и поговорками.

Поговорки

Чужими руками жар загребать.

Шито-крыто.

И нашим и вашим.

Пословицы

Легко чужими руками жар загребать.

Шито-крыто, а узелок-то тут.

И нашим, и вашим за копейку спляшем.

Сравнивая похожие по смыслу поговорки и пословицы, можно легко понять и разделить эти фольклорные формы. Поговорка - краткое высказывание, пословица- это всегда обобщение, хотя смысл передают одинаково верно. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.

Приметы раскрывают соотношение между происходящими помимо человеческой воли явлениями и будущими событиями. Например, приметы весны: прилетели грачи – морозов больше не будет. Особые приметы (характерные индивидуальные признаки, Например: левая ладошка чешется – к деньгам, правая – здороваться.

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку. Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».

"Присловица, присловье – короткая речь с отдельным смыслом, вставляемая в разговор; пословица, поговорка" (Толковый словарь живого великорусского языка). Как видим, Даль не отделяет присловье от пословиц и поговорок. В "Словаре современного русского литературного языка" в 17-ти томах вообще такое толкование: "Присловье – пословица, поговорка". То же: присловица, присловка.

Каламбур придает речи оттенок комизма. Литературоведы называют каламбуром стилистический оборот или самостоятельную миниатюру, основанную «на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение» Обычно каламбур становится составляющей различных шуток и вопросов. Каламбуры и скороговорки относят к словесным играм. Встречаются каламбуры в составе шарады типа «А и Б сидели на трубе. А упал о, Б пропало, кто остался на трубе».

Основная цель подобных текстов одинакова – озадачить и провести собеседника:

– Татарин, Барин, Пощипай

Ехали на лодке.

Татарин, Барин утонули.

– Кто остался в лодке?

– Пощипай.

(Затеявший игру щиплет незадачливого партнера.)

Часто использую для распевания малые фольклорные формы, к которым легко придумываю простейшие мелодии. Скороговорки хорошо использовать как вокальное упражнение, пропевание сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя. С прибаутками, потешками, пестушками, приговорками, считалками хорошо получаются пальчиковые игры, с простейшими движениями, которые можно проговаривать и пропевать, этот вид деятельности нравится всем дошкольникам.

Организуя музыкальное воспитание детей, включаю в музыкальный репертуар различные по характеру песни: лирические, хороводные, шуточные.

Работу организую так, чтобы песня воздействовала на чувства и интересы детей.

Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения.

Малые формы фольклора представлены в таких видах, как:

I. Календарный фольклор. В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. А также детские гадания и заговоры, у детей они являются элементами игры. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

II. Потешный фольклор. Потешный фольклор-прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т. д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

III. Игровой фольклор. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки.

Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.

Детям необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни и попевки, так как способность ребенка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна, и не использовать ее, значит упустить редкую возможность, предоставленную самой природой.

Целесообразно применять в работе колыбельные песни, пестушки, потешки, которые дети должны слышать из уст близких им взрослых (педагогов). Песенный материал несложен и по образности («Зайка», «Петушок», «Дождик» и т. д., и по мелодическому, и ритмическому строю. Нисходящая терция (попевка-игра «Петушок», «Водичка-водичка» и др.) особенно удобна на первых этапах приобщения к народной музыкальной культуре. Секундовые и квартовые интонации также используются в музыкальном интонировании.

Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении пестушек, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка (сначала с помощью взрослого).

Этнографический подтекст деятельности педагога подразумевает кропотливую работу по введению ребенка в мир фольклора, знакомство с жанрами: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки и т. д. Важно осознание ребенком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость через близкие образы зверей и птиц, через встречу с родной природой.

Первые «университеты» для малыша – его родной дом, семья, ближайшее окружение. Тема «дома» как средоточие мудрости, опыта, семейных традиций – ведущая на данном этапе. Колыбельные песни – школа жизни для ребенка, содержащая информационный и эмоциональный потенциал. Детям необходимо дать сведения о колыбели (зыбке, ее устройстве и месте в доме, раскрыть тематику колыбельной песни, рассказать о доброте материнских рук, т. е. показать выразительные средства колыбельных песен. В колыбельных песнях ребенку желают удачи и преуспевания: «Будешь в золоте ходить, парчеву шубу носить». Будущее не праздно, оно заполнено трудом в поле, в доме: «Спи, посыпай, боронить поспевай». Колыбельная песня – это заговор от всех скорбей, от всех напастей. Цикл колыбельных песен связан с любимым для детей персонажем – котом – он

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Для работы с дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям: в произведениях фольклора должны быть включены доступные детям явления, выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образы малых фольклорных форм.

Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения слов в песнях.

Например, мелодия песий «Прибаутка» (русская народная мелодия) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. «Солнышко-ведрышко» (русская народная мелодия) — полезное упражнение для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» (русская народная мелодия) — одно из упражнений, которое побуждает ребенка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса.

Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, надо показать рукой чередование звуков (движением руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении, лучше всего начать, например, с упражнения, включающего потешку «Сорока-сорока, где была? Далеко!» и др. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают такие народные песни, как «Не летай, соловей», «Барашеньки». Это песни описательного, повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, грустные, веселые. Главное их качество — художественность в изложении и доступность в исполнении детьми.

В процессе знакомства с русским народным музыкальным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество. Таким образом, ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, народному музыкальному творчеству, поскольку, находясь в естественной обстановке, коей является для ребенка его родной музыкальный язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Широко внедряя в работу детского сада малые фольклорные формы мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период взросления ребёнка. Так, например, правильный выбор потешки для детей, которые начинают посещать детский садик, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к знакомому и незнакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе малых жанров фольклора позволяют детям освоить культурное наследие русского народа, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Устное народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Публикации по теме:

Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУФизкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ Консультация для педагогов Спортивные праздники, досуги, развлечения - формы активного отдыха детей. А праздник - это всегда радость,.

Фольклорные куклы из лоскутков. Мастер-классФольклорные куклы из лоскутков. Мастер-класс Представляю вашему вниманию поделки "Народные куклы из лоскутков" - составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. По моей.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Малые формы нестандартного спортивного оборудования Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему: "МАЛЫЕ ФОРМЫ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК УСЛОВИЯ.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Спортивный праздник «Малые олимпийские игры» для детей старшего и среднего дошкольного возрастаСпортивный праздник «Малые олимпийские игры» для детей старшего и среднего дошкольного возраста Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры» (для детей старшего и среднего дошкольного возраста) 1-й день – открытие Малых Олимпийских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые фольклорные формы в воспитании детей
Опубликовано: 12 января 2024 в 18:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые фольклорные формы в воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Грачева (УИ 1798088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД