Лилия Захарова
Малокомпектная сельская школа и принципы её развития
▼ Скачать + Заказать документы
Для начала необходимо осветить базовые понятия предложенной темы:
Малокомплектная школа — государственная или муниципальная образовательная организация, реализующая образовательные программы разного уровня общего образования, малочисленная по составу обучающихся, имеющая, в связи с этим, особую структуру, расположенная в отдаленной и/или труднодоступной местности, являющаяся единственной образовательной организацией территории и выполняющая, кроме образовательных, также социокультурные и иные социально значимые функции.
Темочки:
Обучение осуществляется в классах-комплектах - группа обучающихся, состоящая из двух и более классов, обучение которых ведет одновременно один и тот же учитель;
Малочисленная школа – образовательное учреждение, в котором общее число учащихся составляет количество ниже определенной нормы, ранее в 1 классе-комплекте: сельская школа – 14 человек;
Понятие «малокомплектная образовательная организация» в сочетании с признаком – «расположение в сельских населенных пунктах» – присутствует в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012, но в глоссарий этого документа оно не включено, в какой-то мере может быть выведено из его контекста. Пункт 4 статьи 99 ФЗ предопределяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации самим определить понятие малокомплектной образовательной организации.
Определение, прописанное в законе «Об образовании в РК», вы можете видеть на экране (слайд 2).
Для сельской школы характерно несколько видов организации учебных занятий, в них включена и внеурочная деятельность.
В концепции ФГОС второго поколения подчеркивается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Цели внеурочной деятельности:
• Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
• Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Задачи внеурочной деятельности вы можете видеть на экране (слайд 3)
Программа внеурочной работы в начальной школе предполагает до 1350 ч за 4 года обучения. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации необходимо руководствоваться требованиями СанПиН.
Создание соответствующего пространства для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности : духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.
1) Духовно-нравственное.
Цель: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания, воспитания гражданской идентичности, патриотизма.
2) Общеинтеллектуальное.
Цель: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.
3) Спортивно-оздоровительное.
Цель: создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности
4) Общекультурное.
Цель: создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.
5) Социальное.
Цель: Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Виды внеурочной деятельности вы можете видеть на экране (слайд 4). Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Формы реализации внеурочной деятельности могут быть самыми разнообразными, такими как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны и т. д
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут.
Внеурочные занятия способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.
Документы, определяющие деятельность общеобразовательных учреждений в условиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения, адресованы всем школам. В то же время в условия сельских, особенно малочисленных, школ возникает ряд специфичных проблем при организации внеурочной воспитательной работы.
Поэтому следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризующие сельскую школу :
• сокращение числа учащихся и переход ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных;
• принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;
• усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.
Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации внеурочной воспитательной работы. Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности учащихся. Основным фактором, влияющим на особенности организации образовательной деятельности — специфика сельского социума, которая имеет как положительные, так и отрицательные особенности. С одной стороны:
1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей. 2. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе.
3. Опыт общения детей отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера.
4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство.
5. Учащихся сельских школ отличает трудолюбие, высокая работоспособность и ответственность, доброта, чувство благодарности, моральная и этико-эмоциональная устойчивость;
6. Непреложность для большинства сельских детей ценностей семейного уклада жизни и родственных связей, общинности и коллективизма, любви к Родине, национальных духовных традиций.
Но, с другой стороны, замкнутость социального пространства, удаленность многих школ от культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают особые проблемы в организации внеурочной воспитательной работы в сельской школе.
1. Большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования;
2. Дети видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;
3. Ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона;
4. Для сельских детей характерны повышенная тревожность, неадекватность самооценки и др.
Задача школы независимо от условий – помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития.
Поэтому приоритетными направлениями внеурочной деятельности становиться социальное и общекультурное.