Стряпчева Ирина
Магнитная дидактическая игра-сортёр «Виды транспорта»
Пояснительная записка
Автор: Стряпчева Ирина Сергеевна (воспитатель).
Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников «Голубок» г. Орска».
Название дидактической игры : Магнитная дидактическая игра-сортёр «Виды транспорта».
Возрастная группа: воспитанники ДОУ от 2 до 7 лет.
Публикация «Магнитная дидактическая игра-сортёр „Виды транспорта“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры с магнитами
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2021
Цель: повторить и закрепить знания воспитанников о разновидностях транспорта.
Задачи:
1. Образовательные:
• повторить и закрепить знания детей о видах транспорта;
• упражнять детей в различении и назывании видов транспорта;
• обогатить словарный запас воспитанников;
• упражнять детей в назывании способов передвижения (ездит, летает, плавает); формировать умение классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный, железнодорожный).
2. Развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, словесно-логическое и поисковое мышление, воображение и связную речь воспитанников.
3. Воспитательные:
• воспитывать у детей умение играть аккуратно;
• воспитывать умение работать в команде;
• воспитывать интерес к занятиям;
• создавать эмоционально-позитивную атмосферу.
Используемое оборудование:
• четыре заламинированных игровых поля формата А4 (небо, море, дорога, железная дорога);
• магнитные заламинированные карточки с различными видами транспорта.
Содержание игры: данное магнитное дидактическое пособие ориентировано на повторение и закрепление материала о видах транспорта, формирование умения классифицировать различные виды транспорта, обогащение словарного запаса воспитанников, развитие логического мышления и зрительного восприятия и связной речи воспитанников. В процессе игры воспитанникам предлагается рассортировать раздаточные карточки с транспортом по видам ( месту его передвижения: воздушный транспорт, наземный (автодорожный, железнодорожный и водный (морской). Карточки предлагается крепить на четыре игровых поля. На данных локациях есть «подсказки», например, изображения «домов» разных видов транспорта (ангар, гараж, депо, порт).
Методические рекомендации по реализации игры:
- Данное пособие предназначено для детей от 2 до 7 лет.
- Перед игрой следует провести беседу о видах транспорта, напомнить или изучить названия разных видов транспорта, особое внимание уделяя малоизвестным названиям (например, фрегат, парусник, тепловоз, катамаран, буксир, лайнер, электровоз и т. д.)
- Варианты применения игры выбираются в зависимости от возрастной группы и поставленных целей использования. Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать три игровых поля (небо, дорогу и море, а также меньшее количество раздаточных карточек, выбирая изображения только «простых» общеизвестных разновидностей транспорта (например, корабль, лодочка, пароход, паровоз, трамвай, самолет, вертолет, машина легковая, грузовая и т. д.). Воспитанникам старшего дошкольного возраста следует усложнить задачу, используя все четыре локации (небо, дорогу, море и железную дорогу) и полный набор раздаточных карточек.
- Играть можно как индивидуально, так и нескольким участникам.
- Пособие может быть использовано на занятиях или в самостоятельной игровой деятельности.
- Использование магнитных вставок позволяет играть не только за столом, но и с использованием магнитной доски.
- В каждом из вариантов игры воспитанникам следует проговаривать названия транспорта, способ передвижения, место передвижения.
Варианты игры:
1. Д/и «Ездит, плавает, летает»
Ход игры: на столе (магнитной доске) размещаем игровые поля и раздаточные карточки с изображением транспорта.
Ребенок выбирает карточку (или нескольким участникам игры раздаются карточки, и, в этом случае, задания выполняются по очереди, называет транспорт, место и способ его передвижения, вместе с воспитателем делает вывод о виде транспорта и прикрепляет карточку на нужное игровое поле (например, самолет летит по небу – это воздушный транспорт).
2. Д/и «Найди ошибку»
Ход игры: воспитатель (или игровой персонаж, например, кукла или мишка) неправильно прикрепляет несколько карточек к игровым полям. Участникам игры предлагается найти ошибку, словесно обосновать свой выбор (с помощью воспитателя) и перекрепить карточку на правильное поле.
3. Д/и «Что лишнее?»
Ход игры: воспитатель (или игровой персонаж) предлагает участникам рассмотреть ряд из нескольких карточек с изображением одного вида транспорта, но одна из карточек должна быть с изображением другого вида транспорта (например, три карточки с водными видами транспорта, одна – с наземным). Дети называют транспорт на каждой карточке, вместе с воспитателем рассуждают о месте и способе его передвижения и делают вывод о виде транспорта. Методом исключения воспитанники устанавливают, какая карточка лишняя.
4. Д/и «Найди свой транспорт»
Ход игры: воспитатель формирует четыре команды (например, команды «Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», Водный транспорт», «Железнодорожный транспорт» или команды «Машинисты», «Пилоты», «Водители», «Капитаны», раздаточные карточки раскладываются на столах. Каждая команда должна найти карточки с изображением вида транспорта, соответствующего названию команды (например, «Машинисты» ищут транспорт железнодорожный) и прикрепить их на нужное игровое поле. В старших возрастных группах дошкольников можно использовать соревновательный элемент и предложить детям рассортировать карточки по видам транспорта, соответствующим названию команды, на время.