Ирина Долгих
Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Основная причина этого - тотальная экологическая безответственность общества.
Экологическое воспитание в системе образования не перестаёт быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Педагоги постоянно в поиске новых форм работы с детьми в данном направлении. Одной из эффективных и интересных форм работы является оформление тематической папки - лэпбука. Именно такая форма бывает наиболее эффективной, особенно в плане экологического воспитания ребят.
Публикация «Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в формировании общей культуры личности детей имеет экологическое образование. Продуманное системное знакомство ребё нка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
В практике дошкольного образования накоплено немало организационных форм, практических методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста. Особенно важно использовать в работе с детьми такие современные средства экологического образования, которые предполагают вовлечение детей в различные виды деятельности, а также могут использоваться в разных организационных формах.
Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлением. Одной из таких форм стало использование технологии «лэпбук».
В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарным и (предметными) понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др. Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе. Таким образом, в результате усвоения биологических закономерностей, дети получают новые знания, следовательно, идет косвенное развитие познавательной деятельности.
Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, выполняет познавательную и развивающую функции для ребенка в увлекательной, ведущей для дошкольника деятельности – игре. Создание лэпбука – разновидность метода практико-ориентированных инновационных проектов и эффективное средство для совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в процессе ознакомления детей с объектами и явлениями природы.
Д. А. Гатовская даёт такое определение лэпбуку : «Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребёнок собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребёнка».
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Одним из главных условий лэпбука является то, что вся информация, собранная в нем, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО предметно-развивающей среде.
В экологическом лэпбуке могут быть собраны загадки, стихи, экологические сказки, пословицы о природе. Здесь же могут находиться разрезные картинки соответствующей тематики, дидактические настольно-печатные игры, пазлы, раскраски, кроссворды и ребусы. В доступной форме данное пособие знакомит детей с живой и неживой природой, природными ресурсами и их взаимосвязью с окружающим миром и непосредственно с человеком. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой темы.
Знания, преподнесенные детям в увлекательной форме, с учетом их интересов, будут усвоены гораздо быстрее. Лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. Помимо этого, данное пособие помогает обозначить имеющиеся экологические проблемы и способствует развитию у воспитанников грамотного и бережного отношения к окружающей среде. Лэпбук— это действенное средство интеллектуального, эстетического, нравственного и экологического воспитания с одной стороны и практическая деятельность ребенка по ознакомлению с окружающим миром с другой.