Снежана Сергеевна Гарбуз
Лэпбук «Хакасские орнаменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук : «Хакасские орнаменты»
Цель: Познакомить дошкольников с хакасским орнаментом, его видами
Задачи:
1. Познавательные: научить; самостоятельно находить идеи для создания эскиза.
2. Продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, эстетического и художественного вкуса и фантазии;способствовать развитию знаний, умений и навыков по изготовлению лекал элемента орнамента.
3. Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к национальному творчеству хакасского народа.
Публикация «Лэпбук „Хакасские орнаменты“» размещена в разделах
«Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменение: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок»
Б. Н. Гросс
Искусство Хакасии, как и искусство любого народа, - мир особого отношения человека к труду, к своей деятельности вообще и в жизни в целом. Традиционные узоры хакасов раскрывают разнообразие и богатство этого искусства, его социальную значимость и место в художественном наследии хакасского народа.
В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды создателей, отражают представления об окружающем мире. В них есть определенные этнические черты, сходные или отличные с орнаментикой других народов. Орнамент - источник знаний о времени, о миро представлении эпохи, хотя никакой информации, как письменный источник, он в себе не несет. Но он - почерк эпохи.
Мебельные поверхности часто украшались геометрической резьбой, простыми орнаментальными узорами. Вся домашняя посуда и утварь требующая большой прочности: ложки сомнах, сундуки, ящички абдыра, - делались из бересты. Мягкая древесина березы, ее пластичность позволяли легко работать над изделиями, которые были украшены тонким резным орнаментом, покрыты узорами и рисунком. Например, долбленные чаши аях, были самой распространенной домашней посудой. Аях мог быть разных размеров, он служил для общесемейного и личного пользования. Широкое тулово чаши украшалось орнаментальными мотивами, чаще всего – глубокими полосами шнуркового типа, ромбами или группами треугольников, расположенными параллельными рядами в верхней части сосуда.
Одним из отраслей домашнего ремесла являлось производство кожаных изделий, что проявлялось в изготовлении национальной обуви одик и изготовлении кожаной посуды для хранения айрана. Появляется большое количество «татарской» обуви, которая органично вошла в быт хакасов, благодаря архаичному декору в виде комплекса лотосовидных, тюльпанообразных, листовидных мотивов мозаичного орнамента.
Создание и копирование орнамента является одним из основных этапов. Трафареты вышивок ульгу создают наиболее одаренные, много лет вышивавшие мастерицы, так как настоящее мастерство создательниц ульгу зависит от запаса информации, который она собирает годами, опыта и чувства, вкладываемого в этот процесс.
Существует два вида выкроек. Туюх ульгу - непрерывный узор, предназначенный для определенной части костюма и создавался с учетом ее формы и размера. Лист бумаги складывался вдвое, втрое, вчетверо и начиная с нижней части узора создавался непрерывный, симметричный рисунок, представляющий растительность мотива.
Второй тип трафарета – алынча ульгу - отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Это выкройки узоры – пальметт, многолепестковых розетт, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы алынча ульгу можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы.
Орнаментальная основа народного искусства доступно даже детям для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.
Хакасское орнаментальное наследие в последнее двадцатилетие переживает по настоящему возрождению. Есть еще люди, которые сохранили в себе этот исцеляющий родник народного творчества, люди жаждущие поделиться своим знанием со всеми желающими.
Современные художники Хакасии создают новые виды изделий из рога, дерева, керамики, появляются сувенирные коврики, расшитые рукавицы, сумочки с использованием хакасского традиционного декора.
Познание, восстановление традиционного народного искусства, а в частности орнаментального наследия, приобретает особую ценность.