Анджела Нешкарультына
Лэпбук «Фольклор-пословицы и стихи» для детей (4–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный лист к лэпбуку
1. Название лэпбука. «Фольклор- пословицы и стихи» для детей (4-6 лет)
2. Пояснительная записка.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности, развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Публикация «Лэпбук „Фольклор-пословицы и стихи“ для детей (4–6 лет)» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Пословицы и поговорки для детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Для чтения младшим дошкольникам использую и небольшие рассказы, стихотворения. Такие, как стихи А. Барто «Игрушки» с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов, учим ребёнка произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. При чтении стихотворений, выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчёркивая образные выражения, развиваем у своих воспитанников способность замечать красоту родного языка.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно художественное отношение к литературе. Характерным становится избирательность к произведениям определённого вида. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
И поэтому надо воспитывать способность наслаждаться художественным образом, словом, закладывая тем самым основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.
3. Возрастная категория детей, воспитанников и учащихся, на которую ориентирован данный лэпбук.
Дети разновозрастной группы (4-6 лет)
4. Актуальность.
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения дефектовречи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Русинский.
Теоретики – педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников.
Педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей. Формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Развиваются органы артикуляции.
Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию, а так же использования русского фольклора.
Объектом исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что использование произведений различных жанров детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.
5. Цель создания лэпбука.
Главным критерием выбранной мною темы является её воспитательная значимость, заключающаяся в использовании элементов устного народного творчества для развития речи дошкольников.
Целью работы является создание специальных условий для развития детей (4-6 лет) путем использования элементов устного народного творчества.
Специальные упражнения помогают преодолевать детям трудности в развитии речи, совершенствуют их дикцию и развивают память.
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых формфольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
6. Перечислить составляющие макет лэпбука. Описание лэпбука.
Лэпбук состоит из :
- мини стихотворений о животных,
-пословиц и поговорок с рисунками о речи, о труде, о дружбе.
- мнемотаблица со стихами.
7. Указать форму лэпбука и интересные элементы ( например: вращающийся круг, книжки-гармошки, фигурные кармашки и т. д.).
Лэпбук сделан в виде папки :
-книжка с пословицами,
-кармашки,
- фигурные кармашки в виде сумочки,
- в виде книжки – малышки (мнемотаблица).
8. Развернутое содержание каждой составляющей лэпбука.
Животные, тигренок и слон, рассказывают о себе в виде стихов.
Тигренок: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не киска».
- Я принес вам книжку о пословицах и поговорках, хотите познакомиться? (Да).
- Тогда открывайте и читайте (идет обсуждение пословиц).
- И в кармашек загляните, там еще лежат пословицы (дети достают по пословице и воспитатель читает, идет обсуждение). Это упражнение на развитие умения поддерживать беседу, развитие логики и мышления.
Вступает в беседу слон.
- Дали туфельки слону, взял он туфельку одну и сказал: «Нужны по шире и не две, а все четыре».
- Почему слону 4, а не две туфельки? (ответы детей). Дети вынимают из кармашка – сумочки туфельки и надевают на каждую ногу слону. (Это упражнение на закрепление количества).
Слон говорит:
-Я вам приготовил мнемотаблицы со стихами, поможете мне их запомнить? (ответы детей). (Это упражнение на развитие основных психических процессов – памяти, внимание, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей).
Воспитатель читает и помогает им запомнить стихи.
В конце идет обсуждение, что им понравилось.
9. Описать возможность использования лэпбука в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель присутствует при ознакомлении с лэпбуком и помогает детям ознакомиться с каждой деталью лэпбука. Затем дает время для самостоятельного изучения и игры в лэпбук.
Воспитатель помогает запомнить пословицы и поговорки, стихи. Дети, освоив азы лэпбука, могут самостоятельно играть с умной книгой.
10. Список использованной литературы.
-Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
-Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
-Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
-А. Г. Арушанова «Формирование грамматического строя речи» // речь и речевое общение детей. //для работы с детьми 3-7 лет. //издательство «Мозайка – синтез» 2008г