Ирина Орлова
Лэпбук для ознакомления детей с историей Вятского края
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук для ознакомления детей с историей Вятского края
Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения, прогулки, экскурсии; демонстрация иллюстративного материала (фотографии, открытки, кино – и диафильмы); широкое использование художественных произведений; беседы во время прогулок; рассказы об истории города и его людях и др. Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления.
Публикация «Лэпбук для ознакомления детей с историей Вятского края» размещена в разделах
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» февраль 2018
Мы объединили разнообразные методы и приемы и создали в группе – папку лэпбук с различными зданиями и материалом для изучения истории нашего города.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Экскурсия «Мастеровой Киров» (музей Дымковской игрушки, встреча с настоящей мастерицей)
Подобную экскурсию можно организовать и в группе, на занятиях по художественному творчеству, при знакомстве с узорами дымковской росписи.
Нашу экскурсию мы начинаем с рассматривания самих игрушек, разнообразных картинок, а так раскрасок. Каждый может примерить на себя роль мастерицы и попробовать показать, как создается дымковская игрушка с помощью пластилина или бумаги и цветных карандашей.
Также детям предлагаются паззлы по подбору узоров дымковской росписи:
Обычная игра домино тоже превратилась у нас в тематическую игру по изучению узоров дымковской росписи.
Экскурсия «Кукольная страна» (закулисье театра кукол, фабрика игрушек «Весна», мастер-класс по народной кукле)
С помощью куклы в народном вятском костюме мы разыгрываем представления, проводим свои экскурсии по Кирову, читаем стихи, сказки.
Игры с бумажной куклой помогают нам лучше узнать особенности национальных костюмов, придумать что-то свое, вспомнить историю одежды.
Экскурсия «Вкусная экскурсия» (посещение БКК, Хладокомбината, музей шоколада, дегустации)
Устраиваем чаепития в кукольном уголке, угощаем друзей, проводим праздники.
Экскурсия «Заповедный уголок» (Александровский сад, Ботанический сад, зимний сад «Авитек», Дендрарий им. Рудницкого)
Работаем в уголке природе, изучаем растения Кировской области, животный мир.
Экскурсия «Звездный Киров» (музей авиации и космонавтики им. К. Э. Циолковского, Планетарий)
Изучаем Космос и Планеты.
Также к экскурсиям можно отнести дидактические игры:
• Работа с изображениями достопримечательностей: новое фото и старое
Нашла старые фото достопримечательностей. Распечатала современные фото. Задания - найти к старому фото современное изображение
• Паззлы – достопримечательности (в том числе и числовые)
• Создание макета города
Вместе с ребятами обклеивали коробки из-под сока разного размера и разрисовывали узорами дымковской игрушки.
• Работа с родителями – фото моего города. Прогулки. Родители вместе с детьми фотографируются на фоне достопримечательностей, составляют альбомы, интересные рассказы.
• «Теневое» лото. Нужно найти изображение достопримечательности.
• Нашла изображения скульптур и памятников и мест, где они расположены. Нужно соединить памятник и достопримечательность.
• Еще один вариант лото, который можно преобразовать в мемори.
Игры-путешествия в прошлое
Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.) .
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому лучше использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т. д.).
В этом помогает создание уголка «Русская изба»
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).
Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Вместе с детьми можно сделать папку «Моя улица». Можно использовать карту города –найти наш садик, свой дом, пройти по карте маршрут от дома до садика. Для ребят постарше можно узнать историю наших улиц.
1. Водопроводная
2. Азина
3. Пролетарская
4. Октябрьский проспект
5. Труда
6. Московская
7. Розы Люксембург
8. Ленина
9. Дрелевского
10. Воровского
1. Вознесенская
2. Морозовская
3. Семёновская
4. Острожная
5. Никольская
6. Гласистая
7. Кикиморская
8. Малохлыновскя
9. Раздерихинская
10. Спасская
1. Водопроводная – Кикиморская
2. Азина – Малохлыновская
3. Пролетарская – Никольская
4. Октябрьский проспект – Гласистая
5. Труда – Раздерихинская
6. Московская – Московская
7. Розы Люксембург – Морозовская
8. Ленина – Вознесенская
9. Дрелевского – Спасская
10. Воровского – Семёновская.
3. Народные обычаи и традиции: празднование Масленицы, ярмарки итд.
• Мастер-класс по народной кукле-оберегу из тряпок.
• В путешествие за сказкой (Издревле Вятская земля славится многонациональностью. В ходе мероприятия ребята переместятся на сто лет назад и повстречаются с русскими, удмуртами, марийцами, татарами,услышат от них старинные сказки и загадки.
Удмуртские загадки.
Желтый клубок за белым – скок (лиса и заяц).
Языка нет, а рассказывает (книга).
Марийские народные загадки:
Летом, осенью, зимой – пахнет терпкою смолой. В мире нет таких людей, кто не радовался ей (ёлка).
Красны девицы в болотной постели нежатся (клюква).
Нос свиной, мех еловый (ёж).
Неживой живого заставляет петь (гармонь).
Что за трава, которую лошади не едят? (волосы).
• Ладушки-ладушки: (Литературное занятие по фольклору (знакомство с потешками, приговорками, колыбельными песнями, пестушками). Народное творчество занимает отдельный большой кармашек в нашем лэпбуке и используется в различных видах деятельности.
Очень маленьких мамы рано укладывали спать. И обязательно пели им колыбельные песни. В деревенской избе детских кроваток не было, и маленьких ребятишек укладывали в люльку, а у нас в Вятке она называлась зыбкой. Качала мама зыбку и ласковым голосом протяжно пела: «Я качаю, зыбаю, отец ушёл за рыбою, мать ушла коров доить, бабушка пелёнки мыть.»
Настало время пестушек. Это своего рода свод приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Распеленав ребёнка, пестуют, приговаривая: «Потягушки, порастушки, поперёк толстунюшки, а в ножки ходунюшки, а в роток говорок, а в голову разумок».
Так же точно, как и вы, вятские дети любили дразнилки, но, в отличие от ваших, эти дразнилки были не обидными, их говорили для того, чтобы развеселить, потешить своих друзей, поддеть шуткой «слабое место» характера, привязанность к чему-то, а иногда поддразнивают даже по именам. Например, «Андрей - воробей, не клюй песок, не тупи носок» или «Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй, чисти картошку, ешь понемножку, к тебе девочки придут, поцелуют и уйдут».
Ещё у вятских была такая забава - долгоговорки. На одном дыхании надо сказать: «Шесть фараонов говорили про горох: один говорит: горох хорош, другой говорит: горох хорош.» Кто дольше? Или: «Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки: раз Егорка, два Егорка.» КТО ЗНАЕТ?
А ещё есть перевертыши: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота, крыши полетели, сели на ворон, лошадь понукает ямщика кнутом. «Тпру,»- сказала лошадь, а ямщик заржал, лошадь пошла в гости, а ямщик стоял, лошадь ела шаньги, а ямщик - овёс, лошадь села в сани, а ямщик повёз».
Детские игры настолько разнообразны, что всех не перечислишь. Но всё же любимыми остаются неизменно казаки - разбойники, горелки, жмурки.
На Вятке были и свои, особенные считалки: «Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки, закусили лебедой, побежали за водой», «Сидит поп на бочке, продаё т цветочки: красный, синий, голубой - выбирай себе любой», «Сидит петушок на лавочке, считает свои булавочки: раз, два, три, четыре, пять -выходи, тебе искать», «У китайского моста я поймал в реке кита, спрятал за окошко, съела его кошка. Помогали два кота, вот и нет теперь кита».
А вот наши, вятские пословицы : «Авоська верёвки вьёт, (а небоська петлю
закидывает)», «Без капусты щи (не густы)», «Беседа дорогу коротает, (а песня работу)», «Бог дал здоровье в дань, (а хлеб и деньги достань)», «Всякий гриб в руки берут, (да не всякий в кузов кладут)», «Обещай медленно, (выполняй быстро)», «У нас на Вятке (свои порядки)», «Вятка - (хлебу матка)», «Вятские - (люди хватские, семеро одного не боятся)», «Птицы не сеют, не жнут, (а сытно живут)», «Репа да горох (сеются для воров)», «С людьми советуйся, (а своего ума не теряй)»
Я нарисую сказку (Познавательное занятие о художнике-иллюстраторе детских книг Ю. Васнецове)
Методы и приемы при ознакомлении детей с историей Вятского края
• Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками, проведение занятий и бесед по ознакомлению с историей и культурой Вятки (Посещение краеведческого музея; музея «Вятские народные художественные промыслы»; художественного музея им. Васнецовых; музея А. С. Грина; библиотеки им. А. С. Грина; библиотеки им. А. С. Пушкина) .
• Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и памятникам архитектуры (совместно с родителями) .
• Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина?»; фотовыставки «Исторические места Вятки».
• Создание предметной среды, группового уголка «История родного города» ( Образцы народных промыслов: дымковская игрушка, изделия из лозы; коллекция открыток; книги и альбомы с иллюстрациями старой Вятки и современного города; портреты известных земляков; детские книги вятских писателей.) .
• Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-викторины «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай, где я нахожусь?», «Путешествие по родному городу.», «Букет красивых слов.», «Что покажем гостям Вятки?».
• Художественно-изобразительная деятельность (Лепка из глины и роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?»)
• Чтение книг о Вятке; заучивание стихотворений о своей малой Родине; прослушивание песен о родном городе.
• Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого занятия с участием родителей: исполнение ролей, участие в театрализации сказки по мотивам вятского фольклора)