Виктория Романова
Взаимодействие педагогов и семьи в процессе ознакомления с историей Иркутского авиационного завода.
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве формируется отношение к родному краю, происходит первичное осознание себя как личности, закладывается фундамент гражданской ответственности.
Детская познавательная деятельность при реализации задач патриотического воспитания обладает рядом неоспоримых преимуществ: налицо результативное саморазвитие ребенка, которое происходит с учетом его желаний и потребностей, а также самостоятельное использование приобретенного опыта на практике.
Осознавая важность патриотического воспитания в развитии общества, мы остановились на раскрытии содержания понятия
Публикация «Взаимодействие педагогов и семьи в процессе ознакомления с историей Иркутского авиационного завода,» размещена в разделах
- Иркутская область, Иркутск
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
«малая Родина» посредством проекта «Самолет построим сами».
С одной стороны, Родина не может характеризоваться пространственными величинами, и приоритетность «большого» перед «малым» довольно относительна, но в нашем случае, мы имеем дело с особенностями дошкольного возраста, поэтому, принятие этого абстрактного понятия должно иметь крепкое практическое обоснование, эмоциональную составляющую, а также личную заинтересованность дошкольника.
При разработке темы проекта «Самолет построим сами», мы принимали во внимание следующие критерии: доступность, соответствие задачам воспитательно - образовательного процесса, своевременность и современность. Наш детский сад находится в непосредственной близости к Иркутскому Авиационному заводу. Большая часть родителей напрямую связана с этим предприятием, так что тема не является чем-то отстраненным, к тому же, не так давно, широко отмечался юбилей авиазавода -85 лет. На территории Ленинского района довольно регулярно проводятся тематические праздничные мероприятия, которые родители посещают вместе с детьми: концерты, выставки, народные гуляния, праздничный салют.
Реализация данного проекта могла быть успешной только при условии эмоционального включения дошкольников в творческий процесс, напрямую связанный с его практическим воплощением. Одного «словесного потока» недостаточно, раскрытие темы происходит через основные виды деятельности детей дошкольного возраста. Для освоения проекта были использованы разнообразные формы работы с детьми:
* Сюжетные игры: «Мы летим на самолете», «Путешествие», «День открытых дверей», «Концерт», «Мы строим завод», «Аэродром», «Экипаж», «Мы строим самолеты» и т. д.
*Подвижные, дидактические игры, игры-эстафеты: «Самолеты», «Летает - не летает», «Собери самолет», «Кто быстрее доставит груз?», «Эстафета», «Лото», «Кто кем работает?», «Что кому нужно для работы?», «Виды транспорта», «Что лишнее?», «Ассоциации» и т. д.
*Беседы, ситуативные разговоры, обсуждения, комментарии к иллюстрациям, составление и отгадывание загадок, чтение художественной литературы.
*Рассматривание фотоматериалов, папок- передвижек, газеты «Авиастроитель», открыток, слайдов; просмотр видео роликов, снятых родителями; наблюдение за пролетающими самолетами, (благодаря близости к заводскому аэродрому, это можно делать достаточно часто).
* Совместные прогулки с родителями по территории заводского парка.
*Авиамоделирование, изготовление поделок, макетов аэродрома, издание групповой газеты, оформление праздничных поздравлений для работников авиазавода, свободное рисование, аппликативные работы.
* Слушание музыкальных произведений («Гимн авиазаводчан», песни из кинофильма «Небесный тихоход» и т. д., разучивание песен и танцевальных композиций.
*Составление творческих рассказов, проведение выступлений для родителей, для ветеранов- работников авиазавода.
Благодаря полученным знаниям и навыкам произошло увеличение объема практического опыта, который нашел свое воплощение в художественно-продуктивной деятельности.
Работы выполнялись как индивидуально, так и коллективно, зачастую с привлечением родителей, была подготовлена и проведена выставка моделей самолетов «Мы будем строить самолеты», силами родителей были собраны материалы к выставке «Какие самолеты строили на нашем заводе». Своеобразным отчетом, или же как принято сейчас называть, конечным продуктом проекта, стало оформление собранных фотоматериалов в видеофильм «Корпорация «Солнышки представляет», который и был продемонстрирован на родительском собрании, а потом растиражирован для всех желающих.
В результате реализации проекта произошло расширение объема представлений о родном городе, о профессиях взрослых, появилось чувство гордости за свою семью, чувство личной сопричастности к происходящему.
Мы не ожидали того, что дети освоят азы самолетостроения, это слишком сложно, да и непонятно для детского сознания, но то, что эта тема стала понятнее, то, что, произошло позитивное ассоциирование по линии: «мой папа, или мама умеет строить самолеты, значит, я смогу тоже!», и явилось положительным результатом проекта. Очень приятен и тот факт, что слова «…потому что мы пилоты» с удовольствием напевают теперь не только дети и родители, но и бабушки и дедушки наших воспитанников.
Литература
1. Аксенов С. Н. Иркутский авиационный завод. История становления 1932-1956; хроникально- документальная история ИАЗ. -Иркутск : Изд-во ООО «Типография «ИРКУТ»,2009.-736 с.
2. Алябьева Е. А. // Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 3-е изд., доп. И испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015 – [160с]. (Библиотека современного детского сада).
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. // Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Т. В.
4. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская. Знакомим с окружающим миром детей 5-6 лет. М. ТЦ СФЕРА, 2015.-192 с.
5. О. В. Дыбина. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд. ,испр. - М. : ТЦ Сфера, 2015.-160 с.