Наталья Николаевна Момот
Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста «Финансовая грамотность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО в соответствии с ФГОС ДОУ – это объективная реальность нашего времени. Пособие под названием «Лэпбук» помогает сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Публикация «Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста „Финансовая грамотность дошкольников“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Лэпбук. Финансовая грамота, экономика, деньги
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2022
(Приложение 1) Основы финансовой грамотности у дошкольников, это совокупность знаний и установок ребенка в сфере финансового поведения, необходимых для решения жизненных задач, поэтому преимуществом для дошкольников и педагогов является интерактивность Лэпбука.
Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает интерес к пособию. Особенно важно это для детей - кинестетиков (с преобладанием осязания как средства познания окружающего мира, ведь не секрет, что в современном образовательном процессе преобладают наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видео и слайдов, а также использование музыки, аудиозаписей. Вторая особенность Лепбука - тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому Лэпбук обычно посвящают одной теме.
Таким образом, современный Лэпбук представляет собой тематическую
интерактивную папку (книгу, содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.
Лэпбук, прост в использовании и доступен детям. Это — уникальная разработка, которую можно использовать не только на занятии, но и вне занятий, а так же для индивидуальной работы с детьми.
Цель использования Лепбука на этапе обучения детей дошкольного возраста : формировании основ финансовой грамотности.
Для реализации цели необходимо решать следующие задачи: -Образовательные: - Формировать представление о деньгах, банках, продажах, обмене, бюджете. Развивающие: - Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; развивать память, мышление, усидчивость.
Воспитательные: - Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Лэпбук помогает детям получить информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д.).
Пособие поможет ребенку ориентироваться в современном сложном мире, обогатить его представления, речь и словарный запас. В Лэпбуке собраны игры, которые помогут лучше понять и запомнить материал по финансовой грамотности, следующего содержания:
1. Блок «Первые бумажные деньги» (Приложение 2)
Цель: познакомить детей с понятием «деньги», расскажет о том, какими были деньги, почему возникла потребность в деньгах, какими были первые монеты и как появился русский рубль. Познакомить с историей возникновения денег.
Задачи: - Формировать знания о появлении монет и бумажных денег.
-Расширять знания об историческом развитии денег и их хранении.
- Вызвать интерес к прошлому
2. Блок «Пословицы о деньгах (пословицы знакомя с нравственной стороной использования денег в повседневной жизни человека) и загадки о деньгах (с картинками отгадками в такой форме можно закрепить, полученные знания о деньгах и их использовании).(Приложение 3)
3. Блок – «Деньги» : в этом блоке собраны монеты - рубли и копейки различного достоинства в натуральную величину их можно потрогать); .купюры (представлены купюры различного достоинства, дети знакомятся с бумажными деньгами). (Приложение 4)
4. Блок «Где хранят деньги» (представлен картинками с помощью которых дети узнают, где деньги можно хранить (банк, кошелек, банковская карта и т. д.). (Приложение 5).
5. Блок «Банкомат» (Приложение 6) Цель: Формировать экономическое мышление.
Задачи: Обогащать игровую деятельность детей экономическим содержанием. Совершенствовать навыкам счёта. Дать возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (какую сумму снять на свои нужды и т. д.). Воспитывать бережное отношение к деньгам
6. Блок «Семейный бюджет» (Приложение 7)
Цель: Формирование основ экономической грамотности дошкольников.
Задачи: Закрепить знания детей о понятии "Семейный бюджет", из чего он состоит (доходы и расходы). Способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, желание экономно относиться к деньгам, которые заработали родители.
7. Блок «Потрать деньги с пользой» Семейный бюджет (Приложение 8)
Цель: В наглядной и информативной форме познакомить детей с абстрактной для них темой «Деньги».
Задачи: - в игровой форме закрепить понятия «деньги». «монета», «купюра», «товар»; - уточнить знания детей что можно, а что нельзя купить за деньги; - закрепить представление о монетах, их стоимости, формирование умения собирать одну и ту же сумму разными способами -формирование умения классифицировать товар по их принадлежности к определенной группе
8. Блок «Идём в магазин». (Приложение 9)
Учить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов; учить называть стоимость товара, используя в речи слова «стоит», «плачу», «цена»;
9. Блок Дидактическая игра: «Назови, найди такой же» (Приложение 10)
Цель: Развитие умения детей соотносить денежные знаки по достоинству.
10. Блок «Пазлы» (Приложение 11)
Цель: Создание условий для развития у детей интереса к экономическим играм
Задачи: Закрепить представление о разнообразии денег. Находить пару и называть купюры. Воспитывать интерес к игре.
В итоге освоения Лэпбука по формированию основ финансовой грамотности дошкольники смогли :
- разобраться в значении основных экономических и финансовых понятий.
- чётко осознать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
- освоить начальные навыки обращения с деньгами;
-осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
-научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат;
- соотносить понятие хочу и могу;
-проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
- выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других;
-сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
К этому интерактивному пособию ребятам захочется возвращаться снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а познавательный мир основ финансовой грамотности.