Татьяна Стахеева
Лэпбук «Безопасность дома и на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы - педагоги, родители пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?". Поэтому надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком норм поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения и развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. По данной теме мной были изготовлены дидактические пособия: лэпбук " Безопасность дома и на улице"
Публикация «Лэпбук „Безопасность дома и на улице“» размещена в разделах
Вопросы личной безопасности дома и на природе являются приоритетными в учебно-воспитательной работе с детьми начиная с первой младшей группы, когда малыши учатся мыть ручки, пользоваться средствами гигиены, а также знакомятся с объектами окружающей обстановки, несущими потенциальную угрозу здоровью и жизни, например, с розетками. Обобщить материалы по теме «Основы безопасности дома и на улице» помогает лэпбук.
Методика разработки лэпбука по основам безопасности
Пособие по безопасности, как и лэпбуки по другим темам, составляется взрослыми в сотрудничестве с детьми. Если пособие предназначено для работы с малышом дома, то выбором материала занимаются родители, а подходящие иллюстрации находит ребёнок. Если лэпбук адресован воспитанникам группы, то творческий процесс координируется педагогом, а дети и родители предлагают варианты наполнения формы содержанием, то есть ищут информацию по теме, картинки, аудио- и видеоматериалы. Чем старше ребёнок, тем больше ответственности ложится на его плечи: если в 2–3 года малыш только приклеивает картинки, то к 6–7 годам уже сам предлагает загадки, игры и пр.
Вопросы личной безопасности дома и на природе являются приоритетными в учебно-воспитательной работе с детьми начиная с первой младшей группы, когда малыши учатся мыть ручки, пользоваться средствами гигиены, а также знакомятся с объектами окружающей обстановки, несущими потенциальную угрозу здоровью и жизни, например, с розетками. Обобщить материалы по теме «Основы безопасности дома и на природе» помогает лэпбук.
Методика разработки лэпбука по основам безопасности
Пособие по безопасности, как и лэпбуки по другим темам, составляется взрослыми в сотрудничестве с детьми. Если пособие предназначено для работы с малышом дома, то выбором материала занимаются родители, а подходящие иллюстрации находит ребёнок. Если лэпбук адресован воспитанникам группы, то творческий процесс координируется педагогом, а дети и родители предлагают варианты наполнения формы содержанием, то есть ищут информацию по теме, картинки, аудио- и видеоматериалы. Чем старше ребёнок, тем больше ответственности ложится на его плечи: если в 2–3 года малыш только приклеивает картинки, то к 6–7 годам уже сам предлагает загадки, игры и пр.
Лэпбук по безопасности носит обобщающий характер, так как есть отдельные пособия по ПДД, пожарной безопасности, правилам поведения в лесу.
Форма лэпбука
Поскольку пособие призвано привлекать внимание ребёнка к теме, выбор формы является принципиальным моментом. Для темы, связанной с безопасностью, это может быть:
• папка-передвижка — универсальная форма, подходящая для детей любого возраста, только малышам достаточно двух разворотов, а для ребят постарше можно сделать с 3–4;
• брошюра, где каждая страница посвящена либо аспекту безопасности (дома, на улице, в лесу, либо блокам с видами работы по теме (играм, стихотворениям, творческим заданиям и пр.);
• «гармошка» – форма, близкая передвижке, но адресованная больше старшим ребятам, так как малышам будет сложно разобраться с порядком складывания страниц.
Варианты и форматы организации материалов пособия
Традиционно материалы по теме организуются в конверты и кармашки. Вторые более подходят для малышей, так как ими проще пользоваться. А вот старшим дошколятам, наоборот, интересно «добывать» материалы. Кроме этих способов организовать материалы, можно использовать:
• книжки, которые складываются в виде «гармошек» – так удобно оформлять загадки, стихотворения по теме;
• выдвижные ленты, например, с изображением запрещающих знаков при посещении леса, которые появляются в «окошке», если ленту передвигать;
• конверты необычных силуэтов, например, в виде цветов или корзинки с картинками со съедобными/несъедобными грибами, для лэпбука по безопасности это также могут быть конверты с «язычком» в форме стрелочки;
• вращающиеся круги, на их сегментах в виде знаков могут быть представлены правила, которым нужно следовать дома или во время прогулок на природе.
Для лэпбука по безопасности очень важно цветовое оформление кармашков и конвертов. Если речь идёт о запрещающих правилах поведения, то тексты/картинки можно вложить в конверт красного цвета, а если о разрешающих знаках, то в кармашки зелёного цвета.
Самым практичным способом оформить текстовую информацию и иллюстрации будут картонные карточки разных размеров, заламинированные или обклеенные скотчем.
Что касается формата презентации материалов, то это могут быть:
• картинки (в том числе и пиктограммы для иллюстрации запрещающих и разрешающих знаков во время прогулки на улице, в лесу);
• картинки-пазлы на 4–6 элементов для детей первой и второй младших групп, на 8–10 деталей для ребят средней группы и на 16–20 кусочков для старших дошкольников;
• игры с кратким изложением правил на карточке;
• стихотворения и загадки по теме;
• пословицы и поговорки о безопасности в быту – этот блок включается в лэпбук, адресованный детям среднего и старшего дошкольного возраста;
• раскраски — малышам картинки нужно подбирать с крупными элементами;
• задания на развитие смекалки — ребусы, кроссворды, лабиринты;
• мультфильмы и видеоролики по теме.