Тамара Мулик
Лэпбук «Александр Невский»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Мулик Т. В.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Севастополя "Детский сад №129"
Лэпбук "Александр Невский"
Пояснительная записка
Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных и сложных задач нашего времени, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Первые чувства духовности, гражданственности и патриотизма доступны детям уже в дошкольном возрасте. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Важно приобщать ребёнка к культуре и истории своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Знание истории своего народа, его культуры поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего, но и других народов.
Публикация «Лэпбук „Александр Невский“» размещена в разделах
Нужно с малых лет рассказывать детям о героях своего народа. Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя родной земли – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же как они. Важно донести до детей мысль, что даже спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших героев Отечества, защищающих родную землю.
Особую роль в развитии духовно - нравственных качеств, а именно мужества, долга, патриотизма, милосердия, готовности служения людям и Отечеству представляет личность Александра Невского. Имя Александра Невского - одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Великий князь много потрудился для Русской земли и мечом и головой - вклад его в строительство Российского государства бесценен.
Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучая период истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ Александра Невского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа.
Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06. 2014 г. №448 «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского», в ГБДОУ «Детский сад №129» реализуется долгосрочный проект «Александр Невский – слава, дух и имя России», посвященный празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского в 2021 году.
Знакомство с образом Александра Невского – это возможность для детей приобщиться к источнику духовно-нравственной силы, испытать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Задача педагога подать материал максимально объективно и доступно, используя современные средства обучения. Одним из современных средств обучения является технология «лэпбук». Дидактическое пособие «Лэпбук» отвечает требованиям ФГОС ДО к ППРС: полифункционален; пригоден к использованию одновременно группой детей (с участием взрослого - партнера); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим; является средством художественно-эстетического развития ребенка; вариативен; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а также самостоятельность. Его содержание можно, по мере необходимости, пополнять, усложнять и обновлять.
В рамках реализации проекта «Александр Невский – слава, дух и имя России» был создан лэпбук. Представляю методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста - Лэпбук «Александр Невский».
Лэпбук представляет собой тематическую интерактивную раскладывающуюся папку, состоящую из дидактических игр, развивающих упражнений и заданий. Цель: Формирование знаний о национальном герое русского народа - Александре Невском; воспитание чувства патриотизма и духовно-нравственных качеств (мужества и милосердия) на примере образа святого благоверного великого князя Александра Невского.
Задачи:
Познакомить детей с великим русским полководцем – Александром Ярославовичем Невским; с наиболее яркими событиями из его жизни; его ролью в истории нашей Родины.
Формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству.
Закреплять знания детей о былинных богатырях; узнавать и называть их.
Закреплять название одежды древних воинов, умение отличать старинное снаряжение воинов от современного.
Познакомить с мудрыми изречениями, литературными произведениями о святом благоверном князе Александре Невском.
Формировать представление об одной из высших наград России – Ордене Александра Невского, который был учреждён во время Великой Отечественной войны.
Познакомить детей с памятниками, храмами и памятными местами, связанными с событиями во времена княжества Великого князя.
Расширять представление детей об историческом прошлом нашей Родины.
Развивать речь детей; расширять и обогащать словарный запас.
Развивать восприятие, память, мышление, познавательный интерес.
Воспитывать чувство патриотизма, духовно – нравственные качества, чувство гордости, уважения и преклонения к защитнику земли русской – Александру Невскому.
Пособие можно использовать в разных формах деятельности: совместной, для индивидуальной работы, в самостоятельной деятельности - детьми.
Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей к истории своей страны, к личности и жизни защитника Отечества – Святого благоверного великого князя Александра Невского. Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Возросли любознательность, самостоятельность, инициативность в изучении, стремление узнавать новое. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Содержательная часть
В содержание лэпбука входят 19 элементов: дидактические игры, развивающие упражнения и задания.
1. Портрет Святого благоверного князя Александра Невского.
2. Кармашек - Д/игра «Найди портрет» (Защитники земли русской - Русские богатыри и Александр Невский).
3. Мини - книжка «Стихи о Святом благоверном князе Александре Невском».
4. Книжка – гармошка «Александр Невский и его дружина».
5. Кармашки - окошки «Загадки».
6. Кармашки - окошки «Отгадки».
7. Кармашек - Д/игра «Расставь картинки правильно» (Невская битва и Ледовое побоище).
8. Кармашек - Игра «Собери крылатую фразу».
9. Кармашек - «Орден Александра Невского» (к игре «Собери крылатую фразу»).
10. Кармашек - Д/игра «Составь изображение» (пазл).
11. Многоуровневая книжечка «Это интересно!» (Интересные факты из жизни Александра Невского).
12. Кармашек - Д/ игра «Снаряди воина в дорогу».
13. Кармашек «Отгадай ребус».
14. Вращающийся круг «Викторина».
15. Книжка - гармошка «Ответы к викторине».
16. Кармашек «Раскрась картинку».
17. Игра - ходилка «Путешествие в мир истории».
18. Книжка - гармошка «Памятники Александру Невскому (в городах России)».
19. Фигурный кармашек «Храмы» (Храмы Александру Невскому в разных городах России).
Описание дидактических игр и развивающих заданий
1. Портрет Святого благоверного князя Александра Невского.
Цель: Познакомить детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским; узнавать его на портретах, картинах, иллюстрациях.
2. Кармашек – Д/игра «Найди портрет» (Защитники земли русской - Русские богатыри и Великий князь - Александр Невский).
Цель: Закрепление знаний о защитниках земли русской: великом полководце Александре Невском и русских былинных богатырях; узнавать и называть богатырей на портрете; находить среди них портрет Александра Невского.
Материалы: портреты Александра Невского и русских былинных богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Микулы Селяниновича; краткая информация о них (на обратной стороне).
Количество игроков: от 2 до 4 детей.
Ход игры: Портреты раскладываются на столе. Детям предлагается найти портрет названного защитника русской земли (богатыря или Александра Невского) и назвать его.
3. Мини - книжка «Стихи о Святом благоверном князе Александре Невском».
Цель: Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей о Святом благоверном великом князе Александре Невском. Развивать умение слушать, понимать настроение произведений, запоминать стихи, читать выразительно и эмоционально. Формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству. Воспитывать патриотические чувства, гражданственность, любовь к своей Родине.
4. Книжка – гармошка «Александр Невский и его дружина» (Снаряжение древнерусских воинов – дружинников).
Цель: Формировать представления детей о дружине Александра Невского. Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.). Расширять и обогащать словарный запас.
Материал: книжка – гармошка с фотографиями (Александр Невский и его дружина, одежда древне – русских воинов и др.).
5. Кармашки - окошки «Загадки».
Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать познавательную активность, логическое мышление, сообразительность. Количество игроков: от 1 до 5 детей. Ход игры: Взрослый загадывает ребенку загадку. Ребенок открывает кармашки, находит отгадку, называет и показывает её.
6. Кармашки - окошки «Отгадки».
Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки, находить картинку – отгадку. Развивать мышление, сообразительность, смекалку.
7. Кармашек – Д/игра «Расставь картинки правильно» (Невская битва и Ледовое побоище).
Цель: Закрепление знаний о крупных сражениях под руководством Александра Невского: Невской битве и Ледовом побоище. Развивать память, внимание, познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны. Материалы: набор картинок: Невская битва и Ледовое побоище, карты сражений. Количество игроков: 2 игрока. Ход игры: Из набора предложенных картинок детям предлагается выбрать карту сражения, назвать это сражение, подобрать к карте соответствующие картинки и расставить их по порядку. Побеждает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
8. Кармашек – Игра «Собери крылатую фразу».
Цель: Продолжать знакомить детей с мудрыми изречениями. Развивать умение составлять изречение – пазл, читать его. Обогащать словарный запас, развивать познавательный интерес.
Материалы: 6 фраз, которые разрезаны на фрагменты пазла. Количество игроков: от 2 до 6 игроков.
Ход игры: По команде дети начинают собирать крылатую фразу - пазл. Выигрывает тот, кто первый соберет. Дети читают мудрые изречения. Победитель получает приз - Орден Александра Невского.
9. Кармашек – «Орден Александра Невского» (к игре «Собери крылатую фразу»).
Цель: Формировать представление об одной из высших наград России – Ордене Александра Невского, который был учреждён во время Великой Отечественной войны. Этим орденом награждались командиры, проявившие отвагу и мужество на полях сражений. Формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству.
10. Кармашек – Д/игра «Составь изображение». Цель: Закреплять знания о наиболее ярких событиях из жизни Александра Невского. Упражнять в составлении изображения из частей; называть полученное изображение. Развивать внимание, память, наглядно – образное мышление.
Материалы: картинки (Невская битва, Ледовое побоище, Александр Невский под знаменем, Памятник Александру Невскому и его дружине, состоящие из 8 фрагментов.
Количество игроков: от 1 до 4 человек. Ход игры: Фрагменты пазлов перемешиваются, дети собирают из них картинку, называют полученное изображение.
11. Многоуровневая книжечка «Это интересно!» (Интересные факты из жизни Александра Невского).
Цель: Познакомить детей с интересными фактами из жизни великого князя Александра Невского. Развивать познавательный интерес.
12. Д/ игра «Снаряди воина в дорогу».
Цель: Закреплять название одежды древних воинов, умение отличать старинное снаряжение воинов от современного. Расширять и обогащать словарный запас.
Материалы: предметные картинки – одежда древних воинов и современных военных; изображения на магнитах: воин – дружинник и снаряжение. Количество игроков: 2 - 3 игрока. Ход игры:
l вариант (на магнитах): Детям предлагается собрать воина в дорогу – подобрать ему необходимое снаряжение.
ll вариант: Из предложенных картинок (одежда древне – русских воинов и современных военных) необходимо выбрать снаряжение для воина – дружинника.
13. Кармашек - «Отгадай ребус». Цель: Продолжать знакомить детей с правилами разгадывания ребусов. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение,
Материалы: 15 карточек – ребусов для разгадывания; на обратной стороне – слово отгадка. Количество игроков: 1-15 игроков. Ход игры: Детям раздают карточки – ребусы, предлагают отгадать. Ребята разгадывают ребус и читают слово – отгадку на обороте карточки.
14. Вращающийся круг «Викторина».
Цель: Закреплять полученные знания о защитнике земли русской – Александре Невском. Развивать мыслительную деятельность, познавательную активность.
Материалы: вращающийся круг со стрелкой, разбитый на сектора с вопросами викторины. Количество игроков: от 2 до 8 игроков. Ход игры: Ребенок вращает стрелку, отвечает на вопрос, указанный стрелкой (под руководством взрослого). За правильный ответ дети получают фишки. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов (наберет большее количество фишек).
15. Книжка -гармошка «Ответы к викторине».
Цель: Проверить правильность ответов детей.
16. Кармашек - «Раскрась картинку».
Цель: Закреплять знания о былинных богатырях, о снаряжении древне – русских воинов. Упражнять в приемах разукрашивания. Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, творческие способности детей.
Материалы: раскраски по теме по количеству детей.
17. Игра – ходилка «Путешествие в мир истории».
Цель: Закреплять знания детей об историческом прошлом нашей Родины в период жизни Александра Невского. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чувство патриотизма, духовно – нравственные качества.
Материалы: игровое поле с цифрами, кубик, фишки, жетоны, фигурки воинов. Количество игроков: 2 - 4 ребенка Ход игры: Проводит игру взрослый или ребёнок с высоким уровнем знаний. С помощью кубика определяется очередность игроков и число ходов. Если после хода игрок попадает на цифру, то выполняет соответствующее задание в конверте с такой же цифрой и за это получает жетон. Побеждает тот, кто первым придёт к финишу. Участник, имеющий больше всего жетонов за правильные ответы (жетон даётся за верно названую достопримечательность) становится вторым победителем.
18. Книжка – гармошка «Памятники Александру Невскому (в городах России)». Цель: Формировать представления детей о том, что даже спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших героев Отечества, защищавших родную землю, воздвигают в их честь памятники. Закрепить знания о памятниках Александру Невскому в нашем городе и во многих городах России; узнавать и находить на картинке памятники, находящиеся в Севастополе. Воспитывать чувство гордости, уважения и преклонения к защитнику земли русской – Александру Невскому. Материал: книжка – гармошка с фотографиями памятников Александру Невскому в Севастополе и других городах России.
19. Фигурный кармашек «Храмы» (Храмы Александру Невскому в разных городах России). Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о святом человеке, о том, что народ наш чтит и помнит его подвиги; в честь него были воздвигнуты храмы в разных городах нашей страны. Формировать духовно – нравственные качества: доброту, милосердие, справедливость, чувство долга, патриотизм. Материал: карточки с фотографиями храмов в Севастополе и городах России.
Список использованных источников.
1. Пашуто, В. Т. Александр Невский [Текст] / В. Т. Пашуто. - Москва: Молодая гвардия ; Екатеринбург : Посылторг, 1995. - 157 с. - ISBN 5-235-02254-8.
2. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Для работы с детьми 5-7 лет/ М. Б. Зацепина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с. - ISBN: 978-5-86775-556-0.
3. Романовский, С. Т. Александр Невский : Рассказ : Для мл. шк. возраста / С. Романовский; [Рис. М. Иванова]. - М. : Дет. лит., 1999. - 16 с. : цв. ил. ; 23 с. - (Книга за книгой). - ISBN 5-08-003841-1.
4. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов /А. Я. Ветохина [и др. ]. – СПб. : ООО Издательство Детство – Пресс, 2017. – 192 с. – ISBN 978-5-89814-516-3.
5. Васильев, Б. Л. Ярослав и его сыновья : роман / Борис Васильев. – Москва: ПРОЗАиК, 2009. - 462, [1] с. : ил. ; 21 см. ; ISBN 978-5-91631-023-8.
6. Романовский, С. Т. Александр Невский [Текст] : рассказ : [для среднего школьного возраста] / С. Романовский ; худож. Михаил Иванов. - Москва: Детская литература, 2010. - 15, [1] с. : цв. ил. - (Книга за книгой / оформ. сер. О. Кондаковой). - ISBN 978-5-08-004605-6.
7. Тихомиров, О. Н. Александр Невский : [Для дошк. и мл. шк. возраста] / Олег Тихомиров; [Худож. В. Перцов]. - Москва : Изд. дом "Сельская новь", 1997. - 46,[1] с. : цв. ил. ; 17 см. - (Имя).; ISBN 5-900268-37-3 (В пер.) : Б. ц.
8. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7616/ (дата обращения: 09.01.2021).