Гуртякова Татьяна
Лэнд-арт-терапия в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Лэнд-арт-терапия. Природа – великий художник и лучший лекарь
Воспитатель Гуртякова Т. Н., ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» отделение «Особый ребенок»
Проблемы, стоящие перед каждым новым поколением детей, становятся все сложнее, а здоровья для их преодоления все меньше. Новая концепция образования, предусматривая вариативность современной модели образования в качестве одного из приоритетов, выдвигает охрану здоровья воспитанников. Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои. В современном обществе детям хотят дать больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей, особенно детей с ОВЗ. В современной педагогической деятельности большую популярность приобретают уникальные методики гармоничного развития ребенка с ОВЗ, путем формирования эмоционально-волевой и познавательно - творческой сферы. В качестве одного из основных инструментов реализации здоровьесберегающего направления выступает лэнд-арт-терапия, как метод коррекции эмоционального состояния. Термин «лэндарт» (буквально «искусство земли») был введен американским художником Робертом Смитсоном для обозначения нового художественного движения, возникшего в конце 1960-х годов в США. В искусстве лэндарта окружающая среда неразрывно связана с произведением визуально-пластического искусства. Произведение фактически включено в среду и из нее же создается художником, чаще всего на основе использования естественных природных материалов – земли, скал, камней, листьев, веток и т. д.
Публикация «Лэнд-арт-терапия в работе с детьми» размещена в разделах
Лэнд-арт-терапия — это инновационная технология, которая соединяет изучение природы и искусство с задачей совершенствования коррекционно-воспитательного процесса и реабилитации детей с ОВЗ. Природа выступает великой художницей и, несомненно, благотворно влияет на лечебно-профилактический потенциал. Появление данного подхода рассматривается в контексте глобальных тенденций противодействия ухудшению экологической обстановки и более активного использования лечебно-профилактического потенциала природных факторов саногенеза. Лэнд-арт-терапия связана с поиском участниками занятий и последующим применением природных или техногенных (также найденных в окружающей среде) предметов в качестве основного материала и средства художественно-творческой деятельности.
Данная терапия имеет тесную связь с современным искусством, в частности, с такими его формами, как коллаж и ассамбляж, реди-мейд, инсталляция, лэнд-арт. Можно также обнаружить значительное сходство ландшафтной арт-терапии с определенными жанрами искусства фотографии и видеоарта.
Цель программы: стабилизировать эмоционально-волевую сферу, осуществить речевую, психосоциальную реабилитацию, овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов через непосредственный контакт детей с природой.
Лэнд-арт помогает детям отобразить красоты природного мира уникальным способом. Лэнд-арт-терапия - здоровьесберегающая технология, способствующая пониманию себя и гармоничному сосуществованию с окружающим обществом, познанию действия законов красоты и нравственности в окружающем мире через различные виды искусства и творчества, через природные факторы.
Занятия лэнд-арт–терапии — это простые действия или игровые идеи, которые вы можете сделать, используя природные материалы на своей прогулке в парке или в саду, в лесу, на даче, у моря. Как и любая терапия, лэнд-арт-терапия связана с использованием разнообразных средств и материалов, традиционных для художественного творчества (краски, карандаши, бумага и т. д., однако при этом акцент смещается к таким средствам изобразительной деятельности, как найденные природные объекты (ракушки, веточки, листья и т. д., а также возможность проводить всю или часть времени в природной среде. Занятия лэнд-арт-терапией могут включать различные варианты работы с организацией среды, ее украшением, посадкой растений, создание рисунков с использованием природного материала и создание миниатюрных арт-объектов. Коррекционные занятия с использованием и искусства, и природы в лечебно-профилактических целях позволяют самым наилучшим образом стимулировать формирование ребенка в согласии с его возможностями.
Искусство данной терапии чем-то напоминает скрапбукинг, но вашим холстом является сама земля, и вам ничего не нужно покупать. Это искусство создания картин и скульптур прямо на природе в естественном ландшафте, с использованием только природных материалов: камней, шишек, листьев, цветов, палочек и т. д. чтобы сотворить что-то лэндартовое.
Базой для занятий лэнд-арт-терапия является участок Центра «Надежда» – это мастерская под открытым небом. Создание комфортной среды проживания и формирование социального микроклимата является основой комплексного благоустройства, которое способствует социализации в обществе и укреплению здоровья. На территории Центра «Надежда» созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления детей.
Занятия лэнд–арт-терапией с детьми на улице очень важны в течение всего года. Это питает любовь к природе и помогает им понять суть каждого сезона. Очень важно гулять с ребенком, чтобы смотреть, что происходит круглый год. Но можно не просто гулять, а заниматься творчеством, и зимой, и летом! Почему бы не оставить после прогулки несколько произведений природного искусства.
Лэнд-арт-терапия доступна даже самым маленьким творческим личностям. А еще это очень веселая игра, которая к тому же учит сочетать цвета, развивает воображение и ассоциативное мышление малыша. Но главное, нет лучше занятия для познания окружающего мира.
Терапевтическое воздействие энергетики земли, растений, особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением творческой работы, психически балансирует и успокаивает, улучшает настроение ребенка, способствует раскрытию его эмоций, позволяет проявлять свою заботу о других «существах». Общаясь с миром природы, ребята начинают внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность живых объектов, осознавать и выражать свои чувства, раскрывать и совершенствовать свои творческие способности, составляя природные композиции. Дети учатся слушать звуки природы, различать шелест колосьев, легкое трепетание лепестков роз, дрожание листьев на ветру, что способствует созданию душевного благоприятного настроя у детей. Таким образом, общаясь с природой каждый день, дети по-иному относятся к ней, природные факторы действуют на них успокаивающе.
По программе лэнд-арт-терапии проводятся занятия : «Украсим крылья бабочки», «Раз–два–три – создаем шедевр!», «Градиент из листьев», «Ботаническая красота», «Грибная карусель», «Гнездо для птицы», «Мистер осень», «Украсим веселого человечка», «Цветочные композиции на картонном панно», «Цветочный принт для платья принцессы», «Играем с природой!», «Модная осенняя шляпа» и др. В этом направлении работы соединяются : положительное воздействие занятий на свежем воздухе; благотворное влияние красоты природы; возможность практического использования результатов творчества. Кроме того, этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность. Дети с огромным удовольствием создают свои маленькие шедевры из такого простого и доступного природного материала. Фантазии малышей нет предела. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Таким образом, применяя лэнд-арт-терапию, общаясь с природой каждый день, дети по- иному относятся к ней, природные факты действуют на них успокаивающее. Дети начинают внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность живых объектов, осознавать и выражать, осознавать и выражать свои чувства, раскрывать и совершенствовать свои творческие способности. Создавая природные «картины» и скульптуры на природе в стиле лэнд-арт дети замечают прекрасное в самых обыденных вещах, развивают воображение и моторику, им прививается хороший вкус, усваиваются гармоничные цветовые сочетания, при этом дети дышат свежим воздухом, познают природу и жизненные циклы, играют и исследуют способствует укреплению нервной системы.
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. – М. : ЦКФЛ РАО, 1995.
2. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. – М. : Когито-Центр, 2015.
3. Ясвин В. А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. – 1995а. – Т. 16, № 3. – С. 70–73.