оксана коноплёва
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ТИРАСПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9 ИМ. С. А. КРУПКО"
«Автоматизация звука [Р] в связной речи»
(1 класс)
Логопедическое заключение: ОНР, IV уровень, стертая форма дизартрии.
Учитель - логопед
Коноплёва Оксана Сергеевна,
вторая квалификационная категория
Тирасполь, 2021г.
Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р] в связной речи“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и связной речи;
- развивать мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и мимические мышцы лица;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- пополнять и актуализировать словарный запас, развивать связную речь.
Образовательные:
- формировать навык связного пересказа (повествовательного текста).
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- учить ребенка объективно оценивать собственную речь.
Оборудование: медицинские перчатки и салфетки (для проведения массажа, презентация.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент и введение в тему. (слайд №2)
- Сегодня учиться произносить наш проблемный звук помогут друзья. Что это за друзья, угадай, послушав загадки.
Носят серенький жилет,
А у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар,
И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!» (Вороны)
Кто на елке на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
- Вороны, воробей, кукушка – как их назвать одним словом? (Птицы.) Правильно, и сегодня разные птицы будут помогать тебе учиться правильно произносить звук [Р].
- Скажи, как правильно произносится звук Р? (Нужно поставить кончик языка за верхние зубы и сильно выдохнуть, чтобы он задрожал). (Слайд№3)
- Какой это звук – гласный или согласный?
- У него есть мягкая пара? Назови.
- Очень хорошо, но прежде чем мы начнем произносить этот сложный звук, нам нужно подготовить наши язык, губы и щеки.
2. Сегментарно-рефлекторный логопедический массаж.
Передняя и боковые поверхности шеи сильными приемами не массируются.
Следует массировать: переднюю поверхность снизу-вверх, к подбородку; боковые поверхности — от ушных раковин вниз; заднюю поверхность — снизу-вверх, к волосистой части головы (если же у ребенка наблюдается гипертензионный или гидроцефальный синдром, массировать необходимо сверху вниз).
Линии выполнения сегментарно-рефлекторного массажа области лица: от середины лба к вискам; от середины лба до ушных раковин; от латеральных концов бровей к волосистой части головы; от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз; от спинки носа к ушным раковинам; от крыльев носа к ушным раковинам; от середины верхней губы до ушных раковин; от середины верхней губы на подбородок; от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта; от середины подбородка до ушных раковин
Линии выполнения массажа для укрепления губной мускулатуры: от середины верхней губы к углам рта; середины нижней губы к углам рта; от углов губ к их середине (пощипывание).(Слайд №4)
Комплекс артикуляционных упражнений:
1. Улыбка
2. Колечко
3. Заборчик
4. Качели
5. Маляр
6. Вкусное варенье
7. Лошадка
8. Грибок
9. Гармошка
10. Болтушка
11. Заведи мотор
3. Автоматизация звука в слогах со стечением согласных. (Слайд №6)
Цепочка слогов:
НА ПОЛЯНКЕ ДЯТЕЛ ЖИЛ,
ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.
ОЧЕНЬ С ГОЛУБЕМ ДРУЖИЛ.
ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ЛЕТАЛИ,
РДА – РДО – РДУ – РДЫ.
ВМЕСТЕ ДРУЖНО ПОВТОРЯЛИ:
РДА – РДО – РДУ – РДЫ.
Ребенок повторяет сначала по одной строке вслед за логопедом, затем по две строки.
4. Физминутка. Речь с движением (Слайд№7)
Щенок совсем из сил выбился и лег отдохнуть. Пока он спит, мы тоже отдохнем.
Во дворе щенок играл, (движения кистями рук)
Прыгал, бегал и считал.
- Раз! – Прыжок и три кивка (прыгают и 3 раза кивают)
- Два! – Направо голова (поворот головой)
- Три! – Налево поворот (поворот влево прыжком)
- И помчался до ворот (бег на месте)
А потом вздохнул и сел. (приседают)
Он устал и присмирел.
- Вот и Дружок проснулся.
5. Развитие связной речи. Работа с текстом «Умная ворона» из пособия «Фонетические рассказы и сказки» (Н. Созонова, Е. Куцина, Н. Хрушкова). (Слайд№8)
- Сейчас я прочитаю тебе рассказ, который тоже будет посвящен одной птице. Он называется «Умная ворона». Послушай, и попробуй пересказать его.
Чтение рассказа.
Умная ворона
У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил повадок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила повадок. Птица держала повадок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула повадок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!
После прочтения логопед предлагает ребенку самостоятельно пересказать рассказ. В случае затруднения задаются опорные вопросы:
- У кого маленькая собачка?
- Где гулял Вова?
- Что выронил Вова?
- Что сделала ворона?
- Как повела себя собака?
- Почему ворона вернула поводок Вове?
6. Развитие силы голоса. Игра «Громко – тихо».(Слайд№9)
Логопед: «А скажи, знаешь ли ты, как вороны разговаривают? Можешь изобразить?»
Ребенок произносит «Кар» и логопед предлагает ему сыграть в игру «Громко – тихо».
Слово несколько раз произносится отраженно за логопедом. Сначала шепотом, затем – в полный голос.
6. Обобщение. Поведение итогов занятия. (Слайд №10)
- Скажи, чем мы сегодня занимались? (Произносили слоги, пересказывали рассказ, играли в игру «Громко-тихо»).
- Какой звук ты учился правильно произносить сегодня?
- Какой это звук – согласный или гласный? Мягкий или твердый? Назови его мягкую пару.