Анастасия Солдатова
Логоритмика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика в системе работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Ещё до своего рождения ребёнок встречается с многочисленными формами ритмических действий, например, слышит стук сердца мамы, её дыхание. После своего рождения и на всю жизнь человек сразу попадает в среду, где ритм является его неотъемлемым спутником (календарный год, смена дня и ночи, лунный цикл и т. д.). В итоге, мы бессознательно используем основные ритмические величины (минута, час, сутки, месяц и т. д.). В своей работе, специалисты дошкольного образования часто сталкиваются с нарушением ритма у детей. Воспитанники не чувствуют четверти и восьмые, не могут прохлопать или отстучать простые ритмы (/ //, // /, имеют трудности в моторной координации. Чаще такие последствия имеют дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Публикация «Логоритмика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Помимо позднего начала речевого развития, низкой речевой активности, ОНР у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, нарушением слоговой структуры слова и произносительной стороны речи). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Преодоление ОНР у детей старшего дошкольного возраста требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций, логоритмические занятия.
Волкова Г. А. описывает логоритмику как комплексную методику, эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней среды.
Движение и ритм выступают здесь как основное средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром.
Формируя и развивая у детей с ОНР двигательные и ритмические способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.
В логоритмическом воспитании детей с общим недоразвитием речи можно выделить два основных направления.
Первое – развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве, чувства музыкального темпа и ритма, активизация всех видов внимания и памяти.
Второе – развитие речи и корректирование речевых нарушений, развитие дыхания и голоса, выработка умеренного темпа речи, орального праксиса, просодики, формирование фонематического слуха.
В системе работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, важна регулярность и систематичность в работе над ритмом, которую рекомендуется проводить в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность – это база речевого процесса. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап – восприятие ритма в движении. И, наконец, воспитывается способность к ретенции ритма, то есть сохранению его в памяти, что вызывает известные трудности у детей с ОНР.
Логоритмическая работа проводится в игровой форме и все виды упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение, что создаёт благоприятную атмосферу и способствует лучшему усвоению знаний. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений, начертания ритмо-схем — графических рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строке и передаются детьми с помощью простукивания, прохлопывания метроритмических структур. Хлопки, отстукивание сопровождают мысленное произнесение текстов детьми и позволяют педагогу контролировать правильность воспроизведения ритмического рисунка.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению ОНР у дошкольников различного генеза открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитие оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Логоритмическое воздействие помогает преодолеть речевое нарушение путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге — помогает адаптироваться к условиям внешней среды. Следует также учесть, что залогом успешного развития ребенка будет регулярность и систематичность в работе над ритмом.
Логоритмика как одна из форм своеобразной активной терапии, в нашей практике включена в комплекс методик коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. По результатам мониторингов, проведенных в начале и конце учебного года, мы видим значительных рост количества детей, успешно освоивших программу по всем образовательным областям (Таблица 1).
Таблица 1
Мониторинг освоения образовательной программы детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область Начало учебного года Конец учебного года
Социально-коммуникативное развитие А – 28%
В – 56%
0 – 16% А – 60%
В – 32%
0 – 8%
Познавательное развитие А – 44%
В – 40%
0 – 16% А – 72%
В – 24%
0 – 4%
Речевое развитие А – 12%
В – 72%
0 – 16% А – 60%
В – 32%
0 – 8%
Художественно-эстетическое развитие А – 48%
В – 40%
0 – 12% А – 72%
В – 24%
0 – 4%
Физическое развитие А – 28%
В – 56%
0 – 16% А – 76%
В – 20%
0 – 4%
А – успешно освоили программу
В – находятся в стадии освоения программы
0 – не усваивают программу
Результат, представленный в Таблице 1, наглядно показывает рост уровня освоения образовательной программы детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Положительная динамика наблюдается не только в области «Речевое развитие», а также и в других четырех областях, что даёт нам право сделать вывод о качественном улучшении всех компонентов речевой и неречевой деятельности, а также неречевых психических функций. Кроме того, эти показатели выше, чем в предыдущем году, когда в программу не были включены элементы логоритмики, а также не была выстроена тесная взаимосвязь между специалистами, работающими с детьми с ОНР. Регулярные занятия логоритмикой с использованием музыкального сопровождения способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Таким образом, логоритмика решает не только одну из важных задач логопедической коррекции — развитие всех сторон речевой деятельности, совершенствование всех видов движений, развитие памяти, внимания, мышления, но и способствует становлению личности ребенка.