Тамара Якунина
Логоритмика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Логоритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Учитель-логопед :
Якунина Т. В.
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда.
Публикация «Логоритмика в детском саду» размещена в разделах
Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.
Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым, И. М. Догелевым, И. Р. Тарановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.
Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики, наблюдательность, развитие ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте проводятся логоритмические занятия, начиная со 2-ой младшей группы детского сада.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели- формированию правильного звукопроизношения. Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использование ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело - и ритмодекламацию.
В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия :
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- фонопедические упражнения;
-упражнения на развитие речевого дыхания;
- игры на развитие просодической стороны речи;
- разучивание четверостиший, сопровождаемое движениями;
- упражнения на развитие мимики.
Особенности организации занятий.
В основу методики таких занятий положен комплексно -тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, изображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении удобного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержании. положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование основы артикуляционных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Логоритмическая работа в течении дня.
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.
Некоторые возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду :
- утренняя гимнастика с речевками, звукоподражаниями;
- проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов – умывание, одевание на прогулку, подготовка к занятиям;
- речевые игры перед сном;
- логоритмические паузы на занятиях;
- динамические паузы между занятиями;
- физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;
- бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
- подвижные игры с пением (на прогулке);
- игры малой подвижности (в группе);
- логоритмические досуги.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.
Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с ОНР; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д. ;
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем меняются ролями.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.