Татьяна Кизилова
Логоритмика как одно из эффективных направлений работы с обучающимися с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика - одно из эффективных направлений работы учителя с обучающимися с умственной отсталостью
Дети с умственной отсталостью характеризуются сниженным развитием интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки умственной отсталости проявляются во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной, эмоциональной. Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь.
Публикация «Логоритмика как одно из эффективных направлений работы с обучающимися с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
При данном диагнозе не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть нарушения: фонематического восприятия; аграмматичная речь; дизартрия; задержка речевого развития; формирование связной речи. Также имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.
Для мышления учащихся рассматриваемой категории характерны те же особенности, что и для сенсорной деятельности, однако выражены они в еще большей степени. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас недоступность обобщений.
Для реализации задач обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, важно учитывать особенности интеллектуальной сферы учеников: «резкое понижение психического тонуса», негативизм, «ускользание» от внешних раздражителей, невнимательность, психическую пассивность. Поэтому учителю, работающему с такими детьми, важно использовать разные способы обучения учащихся, стимулирующие их реакции на внешние раздражители. Одним из таких направлений является использование в процессе обучения элементов логоритмики.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмика – это методика обучения и лечения детей с различными аномалиями и нарушениями речи.
Логоритмика – своеобразная форма игровой терапии, сочетание слова, музыки, движения.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Объектом логоритмики является ребенок с речевой патологией, с нарушениями психомоторных функций.
Логоритмику можно использовать практически на всех учебных предметах. Логоритмические упражнения для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков с использованием логоритмики знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащихся.
Ведущим видом деятельности с учащимися в этом направлении являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.).
Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах. При этом педагог активно импровизирует на каком-либо музыкальном инструменте.
Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся, на уроках предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: ложки, горшки, трещотки, погремушки, баночки с различным сыпучим материалом (крупой, песком и др.)» колокольчики и т. п.
Уроки, проводимые с использованием логоритмики, направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх). Дети и подростки обучаются разнообразным ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки: бег по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени; бег по кругу, не держась за руки; бег в разных направлениях; бег с предметом; бег в колонне небольшими группами; бег по кругу с соблюдением дистанции; прямой галоп; подскоки на месте с поворотом вправо и влево и др.
Музыкальные игрушки, детские (самодельные) музыкальные инструменты также широко используются на уроках. Развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.
Большое значение в ходе уроков с использованием логоритмики придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности по предметам важно учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения и т. п.
Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально-ритмических упражнений и понимания учащимися. Мелодии песен должны быть простыми, а тексты — ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, учатся петь ее по частям.
Значительная роль на уроках с использованием логоритмики отводится вокальным упражнениям: «распевание» на попевках и простых по звукослоговой структуре слов песен. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него. Это направление работы интегрируется с логопедической работой с учащимися.
Уроки с использованием логоритмики имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки с использованием логоритмики в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Работа в этом направлении требует оснащения соответствующим психологическим инструментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом, музыкальным сопровождением и т. п. Обязательным условием работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является положительный эмоциональный настрой учителя. В сфере деятельности педагога невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития учащихся разворачивается очень медленно, тем не менее, нужно учить их испытывать радость от собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. В этой многотрудной работе педагогу следует запастись терпением и адекватно оценивать свои усилия, методически грамотно проводить анализ своей деятельности.