Шульгина Надежда Анатольевна
Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Логопедическая ритмика: гармоничное развитие речи через движение и музыку.
Логопедическая ритмика – это не просто набор упражнений, а комплексная методика, глубоко интегрирующая принципы логопедии, музыкальной терапии и физического воспитания. Ее эффективность основана на тесной взаимосвязи трёх ключевых компонентов: движения, музыки и речи. Это активная терапевтическая методика, которая не только корректирует, но и предотвращает речевые расстройства различной степени тяжести. Она применяется для преодоления самых разнообразных проблем, начиная от незначительных фонетико-фонематических нарушений и заканчивая сложными речевыми дефектами, такими как общее недоразвитие речи (ОНР, заикание и алалия. Более того, логоритмика эффективна в работе с детьми, испытывающими трудности с обучением, имеющими дизартрию (нарушения артикуляции) или апраксию речи (нарушения программирования двигательных актов речи).
В основе логоритмики лежит понимание глубокой взаимосвязи между физическим и речевым развитием. Движение – это фундамент, на котором строится речь. Хорошо скоординированные движения тела, развитая мелкая моторика рук, контроль над мышечным тонусом – все это является необходимым условием для формирования чёткой и разборчивой речи.
Музыка, в свою очередь, играет роль организующего и стимулирующего фактора. Ритм, мелодия, динамика музыкального произведения помогают ребенку сосредоточиться, развивают чувство ритма, улучшают координацию движений и способствуют более эффективному усвоению логопедического материала.
Работа в рамках логоритмики строится на двух основных направлениях:
1. Развитие неречевых процессов. Это основополагающий этап, закладывающий фундамент для последующей работы над речью. Здесь особое внимание уделяется:
• Развитию общей моторики: дети выполняют различные упражнения на координацию движений, равновесие, ориентацию в пространстве. Это могут быть простые игровые задания, такие как ходьба по линии, прыжки, метание мяча, а также более сложные танцевальные композиции. Важно отметить, что упражнения подбираются индивидуально с учетом возраста и физических возможностей ребенка.
• Улучшению координации движений: упражнения направлены на синхронизацию движений разных частей тела, развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры, лепка, рисование, совершенствование зрительных способностей.
• Регуляции мышечного тонуса: специальные упражнения помогают ребенку научиться контролировать напряжение и расслабление мышц, что необходимо для четкой артикуляции. Здесь применяются методы релаксации, массаж, специальные физические упражнения.
• Развитию музыкального слуха и ритма: дети слушают музыку, выполняют движения под ритм, играют на простых музыкальных инструментах (например, бубнах, колокольчиках, поют песни. Это развивает чувство ритма, мелодического слуха и координации движений с музыкой.
• Активации внимания и памяти: игровые упражнения и задания, включающие элементы музыки и движения, способствуют развитию различных видов внимания (сосредоточенность, распределение, переключение) и улучшают память.
• Развитие речи и коррекция речевых нарушений: на этом этапе знания и навыки, приобретенные на первом этапе, используются для улучшения речевых навыков.
Работа включает в себя:
• Развитие дыхания: специальные упражнения направлены на развитие диафрагмального дыхания, что необходимо для формирования сильного и четкого голоса.
• Развитие голоса: дети учатся регулировать громкость и тембр голоса, развивать интонационную выразительность речи.
• Выработку темпа речи: упражнения направлены на формирование умеренного темпа речи, предотвращение заикания и улучшение понимания речи.
• Развитие артикуляционной и мимической моторики: артикуляционная гимнастика, использование различных артикуляционных упражнений с проговариванием звуков и слов, а также мимические упражнения способствуют развитие подвижности артикуляционных органов и улучшению звукопроизношения.
• Координацию речи с движением: дети выполняют движения под речь, проговаривают слова и предложения в ритме музыки, что способствует улучшению связи между движением и речью.
• Формирование фонематического слуха: игры и упражнения направлены на развитие способности дифференцировать звуки речи, что необходимо для правильного звукопроизношения. Это может включать в себя дифференциацию звуков на слух, выделение звуков из слов, слоговую структуру слов.
• Воспитание правильного звукопроизношения: используются различные методы коррекции нарушений звукопроизношения, включая артикуляционную гимнастику, игровые упражнения, аудиовизуальные методы.
Логоритмика – это комплексная методика, эффективность которой основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Программа занятий составляется с учетом особенностей речевого расстройства, возраста и индивидуальных способностей ребенка. Регулярные занятия логоритмикой способствуют гармоничному развитию ребенка, улучшению его речевых навыков, повышению самооценки и уверенности в себе. Успех логоритмики зависит от тесного сотрудничества логопеда, музыкального руководителя (или музыканта) и родителей. Только в совокупности всех усилий можно добиться наиболее эффективных результатов в коррекции и профилактике речевых расстройств.
Примерные упражнения для логоритмики:
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках,
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шарик»
Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга,
Он становится большой (медленно развести руки в стороны).
Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши,
Воздух вышел (подуть на ладони,
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).
«Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У-ку-шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
«Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь,
Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед).
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед).
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз).
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест).
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
«Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
«Деревцо»
Ветер дует нам в лицо (махать руками ладошками к себе,
Закачалось деревцо (руки подняты, покачивание туловищем из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише (плавно опускают руки).
Деревцо всё выше, выше (поднять руки и потянуться вверх).
«Ветер»
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)