Анна Жилинская
Консультация «Логоритмика как средство развития речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Пространство и время наполнены материей,
Подчиненной законам вечного ритма.
Э. Жак-Далькроз,
родоначальник ритмики,
швейцарский педагог.
У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
Публикация «Консультация „Логоритмика как средство развития речи у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играет логопедическая ритмика. Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Использование логопедической ритмики на занятиях по развитию речи играет огромную роль и является универсальным средством коррекции, так как координирует одновременные движения речевого аппарата и всего тела ребенка.
Цель логопедической ритмики - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, челюсти и т. д.
Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Важным моментом в создании занятий по логоритмике является то, что нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво, естественно.
Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения.
Таким образом, используя логоритмику в речевом развитии детей с ОНР, мы достигнем положительных результатов: нормализуется просодическая сторона речи, урегулируется эмоционально-волевые проявления во время общения, закрепляется статистическая и динамическая координация движений, формируется право-левосторонняя ориентировка, целенаправленное изолированное движение (общедвигательное и речевое).