Макарова Карина
Логоритмика и ее применение в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика и ее применение в логопедической работе
Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления организма. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении. В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская в ходе исследования данного вопроса
выдвинули ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составили
Публикация «Логоритмика и ее применение в логопедической работе» размещена в разделах
коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что
логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического
воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.
Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века
логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила
область применения логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и
коррекционной педагогики. Однако наиболее востребованной она оставалась
по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.
Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для
детей с нарушениями речи.
Логоритмические упражнения должны быть синхронизированы со
стихотворным текстом и выполняться под музыку.
Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод
логопедической работы или как часть занятия.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,
чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,
пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации
движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с
движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы
звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи
между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной
координации;
Особенности логопедической ритмики :
1. Простота выполнения.
2. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает - ребенок
повторяет.
3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая
половина дня.
4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно
использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные
эмоции.
5. Упражнения нужно повторять из занятия в занятие - до тех пор, пока они
не будут выполнены правильно.
6. Необходимо использование музыкального сопровождения.
7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.
8. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют
два основных направления.
Первое направление логоритмической работы - развитие неречевых процессов.
Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации
движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие
чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация
всех видов внимания и памяти.
Второе направление - развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта
работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа
речи и ее интонационной выразительности;
Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,
умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла
предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с
полезным».