Елена Резник
Логоритмика для развитие всех компонентов речи
▼ Скачать
ЛОГОРИТМИКА
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
СЕНТЯБРЬ
С 1 по 15 сентября проводится диагностика
Публикация «Логоритмика для развитие всех компонентов речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. «ОСЕНЬ» («Логопедия» Л. Н. Смирнова стр. 10, «Логоритмика для малышей» М. Ю. Картушина стр. 26-28)
Цели: Дети должны усвоить основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, опадание листьев, частые дожди, изменения в одежде детей и людей; перелет птиц на юг, сбор урожая). Физкультминутку -«Дождик капелька- водяная сабелька»
Дождик, дождик, капелька- водяная сабелька,
Лужу резал, резал, резал
Не разрезал, не разрезал
И устал, и перестал!
Физкультминутка –логоритмика «Осень» (Я. Аким) :
Дождь, дождь целый день
Барабанит в стекла
Вся земля, вся земля от воды размокла….
2. ОВОЩИ» («Логопедия» стр. 12, М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий» стр. 35)
Цели: Дети должны усвоить названия основных овощей, их цвет, форму и вкус ; обобщающее слово –овощи; где растут овощи.
Физкультминутка-логоритмика «Здравствуй, Осень!»
«Здравствуй, осень»
Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим, что в подарок принесла?
Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречку!
Каша будет в печке!
Принесла вам овощей!
Для салата и для щей!
Принесла и меду!Полную колоду!
Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду нам в подарок принесла?
Дождику вы рады?
Не хотим, не надо!
Физкультминутка-логоритмика :
Дети идут в огород идут, а там овощи растут,
Дети спинки наклоняют, и горох они срывают.
ПОПЕВКА «КАП_КАП_КАП» (Диск «Улыбнись и подпевай» Т. Музыкантова, «Музыка дождя», «Звуки природы» -«Играя с водой»)
3. «ОВОЩИ И ФРУКТЫ» (Л. Н. Смирнова «Логопедия»,стр. 15М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия»,стр. 26, диск «Пальчиковые игры» Е. Железнова – «Обезьянки»
Цель : Дети должны усвоить речевой материал, названия основных фруктов,их цвет, форму и вкус; обобщающее слово фрукты; где растут фрукты, различия между овощами и фруктами. Импровизировать движения в такт стихотворения.
Пальчиковая игра «Паучок» :
На изогнутый сучок, сломанный, осенний,
Опустился паучок с крестиком на спинке,
Свил уютный гамачок, сам -в сторонку и молчок!
Физкультминутка –логоритмика :
На носочки я встаю, яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой!
Пальчиковая гимнастика: «АПЕЛЬСИН» :
Мы делили апельсин, много нас, а он один.
Эта долька-для ежа, эта долька- для стрижа,
Эта долька – для утят, эта долька- для котят,
Эта долька- для бобра. А для волка. кожура.
Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда.
Коммуникативный танец «Яблоки- веники», диск «Мои первые песни», А. Варламов
ОКТЯБРЬ:
1. «ДЕРЕВЬЯ» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 17, М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия», стр. 27, И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы», стр. 96-97)
Динамическая пауза «Деревья»
Дует ветер нам в лицо и качает деревцо.
Ветерок все тише, тише, деревца все выше, выше.
Физкультминутка-логоритмика : «Дует ветер» :
Дует, дует ветер. Дует, задувает.
Желтые листочки с дерева срывает,
И летят листочки над лесной дорожкой,
Падают листочки прямо нам под ноги.
Ритмическая игра «Листочки» :
Мы листики осенние, на ветках мы сидели,
Дунул ветер- полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю тихо сели.
Коммуникативный танец «Баба Яга» (диск «Детский альбом. Классическая музыка для детей П. И. Чайковский «Детский альбом»)
2. «В ЛЕСУ» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 19, М. Ю. Картушина, стр. 15, стр. 99)
Цели: Дети должны усвоить, что растет в лесу; кто живет в лесу; как выглядит лес в разные времена года; существительное с обобщающим значением –лес. Импровизировать движения в такт стиотворений.
Динамическая пауза: «Рыжие белочки» (Л. Некрасовой)
Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
-Мы набрали шишек для своих детишек.
Листьев полное дупло-будет нам зимой тепло.
Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
-Насушили ягод, чтоб хватило на год.
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА: «Вот под елочкой»
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали, спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают:
Кар-кар-кар!
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики на прогулке», (Е. Н. Краузе «Логопедия», стр. 64-65) :
Раз,два, три, четыре, пять! Вышли пальцы погулять!
Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистит стол.
Этот резал. Этот ел. Ну а этот лишь глядел!
Фонопедическое упражнение: «Музыкальная скороговорка» (диск «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова)
3. «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» (Л. Н. Смирнова, стр. 21, Е. Н. Краузе «Логопедия», стр. 60, И. Е. Аверина «Динамические паузы в ДОУ», стр. 64, 99)
ЦЕЛИ :Дети должны усвоить названия и назначения основных видов олежды и некоторых ее частей; название обуви; различие взрослой и детской одежды; существительные с обобщающим значением –одежда и обувь.
Физкультминутка-логоритмика : «Идем на прогулку» :
Мы снимаем тапки, надеваем шапки,
Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки- готовы для прогулки!
Массаж ног «Божьи коровки» :
Божьей коровки папа идет, следом за папой мама идет.
За мамой следом детишки идут, вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они, юбочки с точками черненькими.
Папа семью в детский садик ведет, после занятий домой заберет.
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА: «ВЬЮШКИ-ВЬЮШКИ» :
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью.
Колотушки колочу. Приколачиваю. Заколачиваю.
Оп!
Дзынь! (И. Е. Аверина «Динамические паузы в ДОУ», стр. 57)
Двигательные упражнения под музыку «Мы в поезде» (диск «Мои первые песни» А. Варламов)
4. «ПОСУДА»
Цели:Дети должны усвоить знания о том, что это предметы домашнего обихода, названия основных предметов посуды, существительное с обобщающим значением –посуда. Развивать чувство ритма.
Массаж «Шла купаться черепаха» :
Шла купаться черепаха и кусала всех со страху.
«Кусь, кусь, кусь, кусь, никого я не боюсь».
Развитие чувства прикосновения: «Рельсы, рельсы»
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона просыпался горох.
Пришли куры, поклевали, поклевали,
Пришли гуси, пощипали, пощипали.
Пришли кони, поскакали, поскакали.
Пришел слон, потоптал, потоптал,
Пришел зайчик, поскакал, поскакал,
Прибежали мышки, побегали, побегали.
Приползали змеи, поползали, поползали.
Пришел дворник и все размел, размел.
Музыкальная скороговорка «Соня-соня» (диск «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова)
Коммуникативный танец «Горошинки цветные» (диск «Мои первые песни» А. Варламова)
НОЯБРЬ:
1. «Продукты питания» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 26, М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», стр. 30,
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить названия продуктов питания (5-7); для чего они нужны; где они продаются ; что из них можно приготовить; где они храняться и почему; обобщающие понятия – еда, пища.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КАША-МАЛАША»
Каша-малаша, ты так хороша, если добавить стакан молока.
Масло и сахар в кашу кладем и эту кашу деткам даем.
Каша-малаша, ты так хороша, если добавить кувшин молока.
Масло и сахар в кашу кладем и эту кашу мамам даем.
Каша-малаша, ты так хороша, если добавить ведро молока.
Масло и сахар в кашу кладем и эту кашу папам-великанам даем.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВАРИМ СУП»
Эй, ребята! Эге-гей! Чистим овощи для щей.
Режем мы капустку- будет супчик вкусный!
Чистим мы картошку, чистим очень ловко.
Мы натрем морковку, красную головку.
А потом, а потом мы покрошим помидор,
И головку лучка, и зубок чесночка.
Мы посолим супчик.
Попробуйте,голубчик!
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «МУХА – ПРИВЕРЕДА»
Муха, муха, привереда, прилетела к нам к обеду.
Видит, мух: стол накрыт, по тарелкам суп разлит,
Хлеб нарезан. Можно есть!
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко, съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали: «Кыш-кыш-кыш!
В гости мы тебя не звали: «Кыш-кыш-кыш!»
Физкультминутка- логоритмика : «Точим нож»
Точим нож, точим нож, будет очень он хорош.
Будет резать он припасы: масло, яйца, сыр, колбасы,
Помидоры, огурцы – угощайтесь, молодцы!
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ «УБЕЖАЛО МОЛОКО» (диск «Мои первые песни» А. Варламов
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА : «ДВА ТАРАКАНА» (диск «Музыкальные обучалочки. Пальчиковые игры» Е. Железнова)
2.«ЧАСТИ ТЕЛА» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 28,
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить названия основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх – вниз, спереди – сзади, направо – налево, вперед – назад)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА – ЛОГОРИТМИКА «НА БЛИНЫ»
Стала Маша гостей созывать:
-И Иван приди, и Степан приди, да и Андрей приди, да и Матвей приди,
А Митрошечка:
-Ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
-И Ивану блин, и Степану блин, да и Андрею блин, да и Матвею блин,
А Митрошечке – мятный пряничек!
Стала Маша гостей провожать:
- Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «КОЗЕЛ»
Вышел козел из новых сеней.
Нагнул шею: «Дай хлеба скорей!»
Выставил рожок: «Дай пирожок!»
Протянул копытце: «Дай воды напиться!»
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ «НОВАЯ КУКЛА» (диск «Детский альбом. Классическая музыка для детей.»П. И. Чайковский «Детский альбом»)
МАССАЖ ТЕЛА под музыку Лео Делиба «На цыпочках»
3.«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 36,
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить названия домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья); из каких частей состоит их тело; чем питаются, какую пользу приносят,различия между домашними и дикими животными. Развивать память, чувство ритма.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «ПЕТУХ»
Трух – тух – тух, трух – тух – тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
На дворе стоит, на весь двор кричит:
- Ку –ка- ре-ку!
МАССАЖ «ДВА КОТА»
Жили – были два кота. Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты,
Поднялись у них трубой серые хвосты!
Дрались днем и ночью. Прочь летели клочья!
И остались от котов только кончики хвостов!
ДИНАМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНОЕ «КАК ЖИВЕШЬ?»
-Как живешь? Вот так! –Как идешь? Вот так! – Как бежишь? Вот так!
-Ночью спишь? Вот так! – Как берешь? Вот так!
-А даешь? Вот так! – Как шалишь? Вот так! - Как грозишь? Вот так!
-Как живешь?.
Коммуникативная игра «Гуси, пастух и волк»
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси. Га, га, га.
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да.
Пастух. Ну, летите.
Гуси. Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.
Пастух. Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ»
Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА «ИЗ - ЗА ЛЕСУ, ИЗ –ЗА ГОР»
Из –за лесу, из – за гор едет дедушка Егор:
Сам на лошадке, цок – цок –цок –цок,
Жена на коровке: му –му –му –му,
Дети на телятках: Ой –ой-ой-ой,
Внуки на козлятках: ме – ме – ме – ме.
Тпру….Приехали…
3. ПОВТОРЕНИЕ: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» (смотреть занятие №3 октябрь)
5. «Домашние животные и их детеныши» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 40)
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить названия домашних животных и их детенышей, их отличительные признаки ; обобщающие слова – домашние животные и детеыши.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ЛОГОРИТМИКА «НА ЛОШАДКЕ» (диск «Веселая логоритмика» Е. Железнова
ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА «ВЫШЛИ УТОЧКИ НА ЛУГ»
Вышли уточки на луг, кря –кря – кря!
Пролетел веселый жук, ж – ж – ж!
Гуси шею выгибают, га – га – га!
Клювом крылья расправляют. Ветер ветки раскачал?
Шарик тоже зарычал, р – р – р!
Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш!
И опять настала тишь, ш – ш – ш.
Коммуникативная игра – танец «Камаринская», (диск «Детский альбом. Классическая музыка для детей»
ДЕКАБРЬ
1. «ЗИМА» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 30, М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», стр. 56)
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить основные признаки зимы; свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает); понятие о снегопаде, снежинках, морозе.
РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МОРОЗУШКА –МОРОЗ»
Морозушка – мороз, не тяни домой за нос,
Не студи, не балуй, иди окна разрисуй!
ИГРА «СНЕЖИНКИ И ДЕД МОРОЗ»
Снег, снег кружится, белая вся улица!
Собралися мы в кружок, завертелись, как снежок!
Сколько снегу намело, стало все белым – бело.
Надо нам лопатки взять, снег в большой сугроб собрать!
Как подует Дед Мороз сильней, разлетайтесь вы, снежинки веселей!
А теперь летят снежинки не спеша, возвращаются снежинки на места,
Вот мы сели – посидели, звонко песенку запели.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «КАК У ДЕДУШКИ МОРОЗА»
Как у Дедушки Мороза вот такая борода.
Хи – хи – хи, да ха – ха – ха, вот такая борода!
Как у Дедушки Мороза вот такая шапка.
Хи – хи – хи, да ха – ха –ха, вот такая шапка!
Как у Дедушки Мороза вот такие брови.
Как у Дедушки Мороза вот такие глазки.
Как у Дедушки Мороза вот такой вот красный нос.
Как у Дедушки Мороза вот такие уши.
Как у Дедушки Мороза вот такой большой мешок.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК»
Р. ШУМАНА (диск «Детский альбом. Классическая музыка для детей»)
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАСПЕВКА «Зиму всю мели метели» (диск «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова)
2. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»(Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 42, В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр. 137)
Цели: Дети должны усвоить названия диких животных наших лесов (волк, лиса, медведь, заяц, белка,ежик); их отличительные признаки; условия их обитания.
РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СИДЕЛИ ТРИ МЕДВЕДЯ»
Сидели три медведя на тоненьком суку,
Один читал газету, другой месил муку.
Раз ку – ку, два ку – ку – оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, рот в муке, уши в кислом молоке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – ЛОГОРИТМИКА «НА ОХОТУ ВЫШЕЛ ВОЛК»
Кто – то, скачет, скок – скок – скок, н
а зелененький лужок!
Приседает, слушает: не идет ли волк.
Это наш лесной красавец, трусоватый серый …заяц.
Вдруг зубами кто – то: щелк! – На охоту вышел волк.
Испугался волка зайка, поскакал скорей с лужайки.
И пустился наутек, волка увидав…жучок.
Вот бежит иголок ворох и две пары ножек
Кто от волка убегает? – Наш колючий …ежик.
Все зверюшки испугались и с лужайки разбежались.
Раз, два, три, четыре, пять! Волк, попробуй их догнать!
3. «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» (Л. Н. Смирнова «Логопедия», стр. 33
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить особенности праздника (бывает зимой, приходит Дед Мороз со Снегурочкой; наряжают елку).
Динамическое упражнение «На елке», В. Волина
Мы на елке веселились, и плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, в них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих, орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один золотистый мандарин.
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА «КОЛОКОЛЬЧИКИ ЗВЕНЯТ» (М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», стр. 58)
Тихо – тихо, колокольчик, позвени,
Никого ты, колокольчик не буди.
Громко – громко, колокольчик, позвени,
Всех детишек, колокольчик, весели!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «НАРЯЖАЕМ ЕЛКУ»
Раз, два, три, четыре, пять – будем елку наряжать.
Мы повесим шарики, яркие фонарики,
Взрослого Петрушку и разные игрушки:
И мишку – шалунишку, и заиньку – трусишку.
Потом всех за руки возьмем и хоровод свой заведем.
ЯНВАРЬ
1. «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» (Л. Н. Смирнова «Логоритмика», стр. 35)
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить что такое зимние забавы.
Динамическое упражнение «Хлопья белые», (В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток», стр. 118)
Хлопья белые летят, холоднее стало,
Только, зимушка, ребят ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Динамическое упражнение под музыку «Дед Мороз» (диск «Детский альбом. П. И. Чайковский)
Массаж «СНЕГОВИК» В. Бурдин (М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», стр. 72)
Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.
Мы скатаем снежный ком – вот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А наверх поставим мы маленький комок.
Вот и вышел снеговик – снеговичок.
Снег, ведерко и морковка, да уменье, да сноровка –
И готов снеговичок. Очень милый толстячок!
Снеговик – снеговичок, попляши – ка гопачок!
2. «Дикие животные и их детеныши» («Логоритмика» М. Ю. Картушина, стр. 44)
ЦЕЛИ:Дети должны усвоить названия диких животных и их детенышей;
отличительные признаки; обобщающие слова – домашние животные, детеныши.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ «ШЛА ПО ЛЕСУ ДЕВОЧКА»
Шла по лесу девочка - вот с бельчонком белочка, вот лисица и лисенок,
Вот волчица и волчонок, вот зайчиха и зайчонок,
Вот ежиха и ежонок и без мамы медвежонок.
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛЕДЫ ЗВЕРЕЙ»
Я, заяц, расскажу,как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.
Хвост красивый какой - мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
А вот показались и волки.
«У – у – у! – сказала, ежась, Зина, -
Ну, зимой и холодина!» Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «У – у – у…» (Е. Карельская)
Упражнение на развитие дыхания «Волки»(М. Ю. Картушина «Логоритмика», стр. 52)
3. «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» («Логоритмика» Л. Н. Смирнова, стр. 49)
ЦЕЛИ: Дети должны усвоить названия нескольких птиц