Катерина Бочарова
Логоритмическое занятие для старших дошкольников «Насекомые. Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели: расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (насекомое, паук, бабочка, жук, оса, пчела, шмель, стрекоза, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, муха, ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать); автоматизация произношения звука [Ж] в слогах, словах и фразах.
Коррекционно-развивающие цели: развитие артикуляционного аппарата и навыков правильного произношения звука [ж]; развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие чувства ритма; развитие мышечного тонуса; профилактика глазных заболеваний;
Публикация «Логоритмическое занятие для старших дошкольников „Насекомые, Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели: воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия.
Организационный момент.
ЛОГОПЕД : Ребята, давайте настроимся на занятие и поприветствуем друг друга.
«ТУК-ТУК»
- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)
- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)
ЛОГОПЕД : За окном весна. Проснулись насекомые, и сегодня мы с вами поговорим о них. Назовите мне насекомых, которых вы знаете (ответы детей).
Логопед выставляет на доску картинки с насекомыми.
<Рисунок 1> <Рисунок 2>
<Рисунок 3> <Рисунок 4>
<Рисунок 5> <Рисунок 6>
ЛОГОПЕД : Молодцы! И вот, весело жужжа, к нам в гости прилетели пчёлки. Давайте поиграем с пчёлками, выполним вместе с ними дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Пчёлка».
- Пчёлка, лети! Пчёлка, лети!
- Пчёлка, жужжи! Пчёлка, жужжи!
Вдох через нос, плечи не поднимать, на выдохе произнести звук [Ж]
- Жжжжжжжжжжжжжжжж…
- И медок неси!
Короткий вдох через нос, на выдохе произнести:
- Ам!
ЛОГОПЕД : Играя с пчёлками, какой звук мы произносили? Правильно, звук [ж]. Давайте с вами вспомним, какой это звук : гласный или согласный? Почему мы называем звук [ж] согласным? Звук [ж] глухой или звонкий? Как мы можем это проверить? (ответы детей).
ЛОГОПЕД : Молодцы, ребята! Насекомые кругом. Летают, жужжат, стрекочут… Что ещё делают насекомые, помогайте мне. (Ответы детей). А какие ещё звуки они произносят, мы с вами сейчас расскажем и покажем.
Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения.
«НАСЕКОМЫЕ КРУГОМ»
Жу-жу-жу, - жужжит пчела
- Я лечу издалека.
Помахивают руками в стороны
Зу-зу-зу, - комар пищит
- Очень жарко, - он звенит
Сжимать и разжимать указательные пальцы рук
Уф-уф-уф – как паровоз,
Шмель пыхтит, пыльцу привез
Топают ногами
Жук гудит: гу-жу, гу-жу,
Я любого разбужу
Хлопают в ладоши.
ЛОГОПЕД : Вот сколько насекомых жужжат и летают вокруг нас. Давайте попробуем их поймать.
Игра на координацию движения «Хлопаем-шлёпаем» под музыкальное сопровождение. Дети выполняют хлопки в ладоши и шлепки по телу под музыку. Хлопать можно перед собой, за спиной, над головой, шлёпать – по груди, животу, коленкам.
ЛОГОПЕД : Ребята, вы заметили, что жук так же жужжит, как и пчела? Давайте сейчас споём про него чистоговорку, а заодно и потренируем наш язычок.
Пропевание чистоговорки под музыкальное сопровождение.
Жу-жу-жу-жу – жук жужжит в железной банке,
Же-же-же-же – жук не хочет жить в жестянке,
Жи-жи-жи-жи - жизнь жука в плену горька,
Жа-жа-жа-жа – жалко бедного жука.
ЛОГОПЕД : Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как питаются бабочка, пчела, шмель и многие другие насекомые. (Ответы детей). Правильно, они собирают нектар с цветов. Сейчас мы с вами превратимся в красивые цветы и накормим всех насекомых на полянке.
Упражнение на развитие чувства и ритма «Цветочек»» под музыкальное сопровождение. Дети сидят на корточках, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки и прижаты к друг другу, голова опущена. Под музыку дети медленно встают, поднимают руки вверх, раскрывают ладошки и тянутся к потолку, а затем возвращаются в исходное положение.
ЛОГОПЕД : Насекомые полакомились сладким нектаром и разлетелись, разбежались кто куда. Но мы их обязательно найдём, а наши глазки помогут нам их разглядеть.
Гимнастика для глаз «Весёлые насекомые»
«ВЕСЁЛЫЕ НАЕКОМЫЕ»
Глазки, как проснутся –
Солнцу улыбнутся
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
На полянке спозаранку
Глазки ищут паучка
Смотрят влево, смотрят вправо
Не устанут никогда
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
А с пчёлкой в жмурки мы играем
Глазки крепко закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Будем глазки открывать
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
С кузнечиком мы смотрим вдаль
На это времени не жаль
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
А жучки то не зевали
И по кругу побежали
Остановка, и опять
В другую сторону бежать
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
Глазки закрываем
Сейчас немножко отдохнём
Глазки мы свои сомкнём
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
Глазки открываем
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
ЛОГОПЕД : Назовите мне, пожалуйста, каких насекомых мы увидели на полянке? (Ответы детей). Правильно, жучков, кузнечика и паучка. Посмотрите на картинку и опишите паука, а затем мы выполним пальчиковую гимнастику под музыку, которая так и называется «Паучок» (Ответы детей).
<Рисунок 7>
Дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыкальное сопровождение.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
"Паучки" ползают на голове.
Окончание занятия. Подведение итогов изучения темы. Оценка работы детей.
ЛОГОПЕД : Понравилось вам наше занятие? О ком мы говорили сегодня на занятии? Какой звук чаще всего произносили? Молодцы!
В занятии использовалась серия компакт-дисков для общего и музыкального развития от рождения до школы «Музыка с мамой» Е. Железновой «Весёлая логоритмика» и «Весёлые пальчики».