Альбина Соловьёва
Логоритмическое занятие «Салават Юлаев — национальный герой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 42»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
«Салават Юлаев –
национальный герой башкирского народа»
логоритмическое занятие для старших дошкольников
Выполнила:
Соловьёва Альбина Павловна
Музыкальный руководитель
2017г
Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа»
Публикация «Логоритмическое занятие „Салават Юлаев — национальный герой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
занятие по логопедической ритмике для старших дошкольников
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: познакомить дошкольников с национальным героем башкирского народа, развивать патриотические чувства. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей.
Задачи: развивать диафрагмальное дыхание, укреплять мышцы гортани, брюшного пресса, развивать координацию речи, артикуляционную и мелку моторику, регулировать неправильные и лишние движения, повлиять на общий тонус.
Оборудование: герб РБ, цветные флажки, иллюстрации медведей, журавлей, беркута, обручи, курай, кнуты и шапки для всадников.
Ход занятия
1. Ритмическая разминка «Шесть джигитов» баш. н. м. обр. Кубагушева, организовать детей, уметь ориентироваться в пространстве, совершенствовать прямой галоп.
Дети входят в зал под музыку «Марш» Ф. Гершовой, пройдя круг, останавливаются. Музыкальный руководитель показывает детям скульптуру Салавата Юлаева и спрашивает : «Как вы думаете, кто это?» Дети: «Это Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа. Он сидит на коне. Точно такой же памятник стоит на берегу реки Агидель». Муз. Рук. : «Правильно, Салават Юлаев жил очень давно, исполнилось больше 250 лет со дня его рождения, но до сих пор его вспоминает народ, как вы думаете, почему? Дети: «Потому, что Салават Юлаев боролся за свободу и счастье башкирского народа».
Муз. Рук. : «Правильно, молодцы! Салават Юлаев был сильный, ловкий, мужественный. Наши мальчики тоже хотят быть сильными и смелыми джигитами. Давайте, мальчики, встанем в большой круг и поскачем как джигиты, а девочки встанут вокруг нас и похлопают нашим джигитам. Звучит музыка, мальчики скачут 2-3 раза, девочки отмечают самого сильного джигита.
2. Игра на внимание «Бери флажок» муз. Каримова, обязательное объяснение детьми и воспитателем своих действий до и после игры
Муз. Рук. «А теперь проверим, кто из джигитов самый внимательный». Все дети строятся в 4 шеренги по четырем углам зала, в середине зала лежит обруч, в нем - цветной флажок. Один ребёнок из каждой шеренги двигаются боковым галопом вокруг флажка. С окончанием музыки дети берут флажок. Взявший флажок – победитель, он несет его в свою команду. Затем воспитатель кладет новый флажок, двигаются по второму ребёнку из каждой шеренги и т. д., пока не пробегут все дети. Выигрывает та шеренга, которая наберет больше флажков.
3. Игра на развитие мышечного тонуса «Журавли и охотники» музыка А. Кубагушева. Устранить напряжение и скованность, чередовать движения напряжения и расслабление,
объяснение детьми игровых движений до и после игры, использовать четкие музыкальные сигналы.
Муз. руководитель: «Салават Юлаев был не только храбрым воином, но и ловким охотником. На каких животных можно охотиться в наших лесах? (лисы, медведи, журавли, беркуты, показать иллюстрации). Поиграем в игру «Журавли и охотники. Во времена С. Юлаева в наших лесах водилось мною журавлей, беркутов. Давайте выберем журавлей, охотников, в углу зала будет озеро (обруч, а также выберем одного беркута и одного кураиста». Дети проговаривают, кем они будут. Играют 2-3 раза, в конце игры называют самого ловкого охотника
4. Пальчиковая игра «Жеребенок». Сначала разучивать речевой текст, затем движения, добиваться выразительного громкого проговаривания текста с показом движений руками.
«Охотники любили лошадей и ухаживали за ними, покажем как они это делали».
Жеребенок есть у нас (руки держат за вожжи)
Отвести не сможешь глаз
У него кудрявый хвост (показывают хвост)
И глаза как пара звезд (показывают глаза)
Что за ноги, что за стать
Хорошо его ласкать (гладят одной рукой)
Мы гулять его ведем (идут по кругу, одной рукой
держа за вожжи)
В гриву ленты заплетем (плетут косы)
Повторяют 2 раза, муз. Рук. Отмечает лучших детей.
5. Распевка «Труба зовет» (II этап) муз. Ш. Кульбарисова. петь отрывисто, решительно, четко проговариваем слова
Муз. Рук. : «Дети, а вы знаете, чем еще прославился С. Юлаев?» Дети: «Он был не только смелым воином и охотником, но еще поэтом (писал стихи) певцом и кураистом». Давайте скажем какую песню мы сейчас будем петь. Муз. Рук. прохлопывает ритм песни на деревянных ложках, а дети называют песню. М. Р. : «Как будем петь песню'?» Дети: «Отрывисто, решительно, призывно». Поют отдельно мальчики, девочки без сопровождения, затем все вместе с сопровождением.
6. Пение «Салават батыр» А. Зиннуровой сл. Ураксиной, петь выразительно, хорошо проговаривать слова, самостоятельно начинать петь после вступления (III этап)
Муз. Рук. играет вступление к песне на баяне, а дети называют, что прозвучало. Дети: «Звучит вступление к песне «Салават батыр» (Муз. Рук. показывает его портрет). Дети исполняют песню все вместе в сопровождении баяна. Затем поют несколько хорошо поющих детей. Другие дети оценивают их исполнение (вступают ли сразу после вступления, знают ли слова, правильно ли исполняют мелодию, как выразительно поют?)
7 «Ватан» («Отчизне»)Ф. Гершовой (II этап) разучивать слова и мелодию по фразам петь напевно, протяжно, ласково
Муз. Рук. «Послушайте стихи поэта С. Юлаева
Я стада твои люблю, Я луга твои люблю,
Я снега твои люблю, Благодатный мой Урал!»
Как вы думаете, о чем эти стихи?» Дети: «Эти стихи о любви к родному краю». Муз. Рук. «Молодцы, правильно, С. Юлаев очень любил природу Башкирии. А теперь отгадайте, какую песню мы сейчас споем (играю мелодию)». Дети называют песню. Муз. Рук. «Я думаю, что песню «Ватан» нужно петь также решительно, отрывисто, как «Труба зовет»
и «Салават батыр». Дети: «Нет, песню «Ватан»(Отчизна) нужно петь напевно, протяжно, с душой».
8. «Танец Батыров» Бикбовой, выразительно исполнять танцевальные движения, запоминать последовательность движений (III этап)
Муз. Рук. : «С. Юлаев считал батыром не того, кто лихо скачет на празднике, а того, кто родину защитит, а затем и песню споет. Я думаю, что вы тоже защитите своих мам и сестер, когда вырастите большие и сильные, а сейчас сможете красиво сплясать танец батыров». Мальчики исполняют танец самостоятельно, муз. Рук. отмечает лучших танцоров. Муз. Рук. : «Салават Юлаев прожил очень короткую жизнь, всего 22 года, но отдал свою жизнь за счастье и свободу башкир, поэтому народ будет помнить его всегда Даже враги уважали его за смелость и мужество. После его смерти 100 лет запрещали читать его стихи, называть детей его именем. А вы знаете какой город назвали в честь Салавата Юлаева?» Дети: «г. Салават». Салават Юлаев изображён на гербе Республики Башкортостан. Муз. Рук. : «Давайте вспомним, кем был С. Юлаев». Дети: «Смелым джигитом, ловким охотником, кураистом, певцом и поэтом». Муз. Рук. : «Почему мы вспоминаем о нем до сих пор?» Дети: «Он боролся за свой народ, защищал его, очень любил людей и природу своего края».
Ребенок: «Ты далеко, отчизна моя! Я б вернулся в родные края! В кандалах я, башкиры! Мне пути заметают снега, Но весною растают снега Я не умер, башкиры!»
Литература
1. «Музыка в детском саду», Китап, 1995 г., 1998 г. Р. Мухамедзянова,
Д. Янкина, А. Кубагушев.
2. «Программа обучения разговорной речи в башкирских дошкольных образовательных учреждениях», г. Уфа, 2002 г. Р. Давлетбаева, Ф. Азнабаева, Я. Каримова.