Светлана Пушкина
Логоритмические упражнения с применением пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5–6 лет с ОНР
Актуальность
По мнению учёных и логопедов-практиков, в последнее десятилетие наиболее часто встречающимся нарушением является общее недоразвитие речи. Экспериментальные исследования и наблюдения за детьми старшего возраста показали, что дети с ОНР трудно концентрируются, сохраняют внимание во время занятий, быстрее сверстников утомляются, у них может быть снижен уровень памяти и внимания, отмечается низкий уровень мотивации и ограниченность в проявлении эмоций и контактов со сверстниками и взрослыми людьми.
Публикация «Логоритмические упражнения с применением пособия „Дары Фрёбеля“ для детей 5–6 лет с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Именно поэтому одними из задач логопедической работы с дошкольниками 5-6 лет на первом году обучения являются создания условий для активации познавательной деятельности детей, формирование мотивации к логопедическим занятиям, работа над развитием и совершенствованием основных психических процессов, что обеспечивается за счёт использования разнообразных подходов к организации логопедических занятий, грамотного подбора игр и пособий для коррекции и развития, включая разнообразные дидактические пособия и игры на их основе, а также организации в соответствии с ФГОС ДО среды в группе.
Особое внимание педагоги, специалисты образовательных учреждений уделяют дидактическому пособию известного немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. Интерес к его дидактическим играм обусловлен потребностью в поиске новых подходов к использованию идей как отечественной педагогики, так и зарубежной и практики в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
«Дары Фрёбеля» являются уникальным авторским пособием, играя с которым ребёнок в доступной и интересной форме знакомится со свойствами предметов, сенсорными эталонами, совершает разнообразные действия, конструирует разные по сложности постройки и обыгрывает их, проговаривает названия предметов и совершаемые с ними действия, тем самым, осуществляя речевую активность.
Данное пособие в настоящее время используется как развивающий материал для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тяжёлые нарушения речи, задержку психического развития, нарушения интеллекта.
Именно поэтому возникла необходимость использования данного пособия на занятиях логоритмикой.
Логоритмические упражнения являются наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием этих занятий у детей происходит значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Логоритмическое упражнение № 1
«Разноцветные клубочки» ДАР № 1
Мы клубочки в руки взяли
И немного покатали.
Красный, жёлтый, голубой-
Выбирай себе любой.
(катают клубочки между ладошками)
Жёлтый мы клубок возьмём
И тихонечко сожмём.
(сжимаем в каждой ладошке по очереди)
Пальчикам ты помоги
И сильней клубок сожми.
(сжимают сильнее в каждой ладошке по очереди)
Мы возьмём клубочек красный
До чего же он прекрасный!
Будем мы его катать, будем пальцы разминать.
(катают клубочек по столу каждой ладошкой по очереди)
Покатай вперёд-назад-
Каждый пальчик будет рад.
(катают клубочек по столу вперёд-назад)
Мы клубок зелёный взяли,
Как по травке побежали.
Мы бежали и бежали,
Наши пальчики устали.
(шагают пальчиками по клубочку каждой рукой по очереди)
Голубой клубочек взяли,
за верёвочку подняли
(ребёнок поднимает клубочек за верёвочку)
Будем мы его качать, за верёвочку держать.
(ребёнок по очереди каждой рукой раскачивает клубочек за верёвочку)
Всё клубочек накачался, фиолетовый остался.
С фиолетовым клубочком
Мы поскачем, как по кочкам.
(ребёнок перекидывает клубочек из ладошки в ладошку)
Прыг-да скок, прыг-да скок-
Вот такой у нас клубок!
Мы с клубочками играли.
Их по цвету выбирали.
Наигрались от души-
Все клубочки хороши!
(складывают клубочки в коробку)
Логоритмическое упражнение № 2
«Строим дом» ДАР №4
Чтобы нам построить дом.
Мы кирпичики возьмём.
Друг на друга будем ставить,
Чтобы этажи составить.
(ребёнок ставит бруски один на другой-«строит дом»)
Вот окошко, вот балкон-
Прочный дом со всех сторон.
Посчитаем этажи.
(ребёнок считает этажи, показывая каждый пальцем)
Сколько их… скорей скажи!
(ребёнок называет количество этажей)
Наверху поставим крышу
(ребёнок ставит крышу)
На неё трубу-повыше
(ставит трубу)
У трубы посадим кошку
И цветы в горшке в окошке
(размещает на крыше игрушку для обыгрывания)
Получился дом отличный-
Деревянный, не кирпичный.
Позовём сорей гостей-
Дом открыт для всех друзей!
(ребёнок показывает жест «ВО!»
Логоритмическое упражнение № 3
«Кораблик» ДАР № 12
Мы мозаику собираем
И картинки составляем.
Фишки синие возьмём
И кораблик соберём.
(ребё нок выкладывает изображения:
кораблика)
Под корабликом в воде-
Рыбки красные на дне.
Фишки красные мы взяли-
в море рыбки плавать стали
(рыбок)
А из белых фишек ты облака
Скорей сложи.
(облаков)
Чтобы солнышко собрать,
Жёлтые нам надо взять.
(солнца)
Чтоб кораблик плыл быстрее,
Парус сделаем скорее.
(паруса)
Дуне сильный ветерок-
Наш кораблик поплывёт.
(ребёнок дует на кораблик)
Заключение
Логоритмические игры и упражнения с использованием «даров» позволяют обогатить сенсорный опыт дошкольников с общим недоразвитием речи, решать развитие мелкой моторики, координации движений, игрового и познавательного опыта детей, а сами занятия сделают интересными и запоминающимися.
Источники
1 Воспитание человека / Ф. Фрёбель// История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие /ред. С. Ф. Егоров 2000 год
2 История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» сост. Н. Б. Мчелидзе и др. 1986 год
3 Логопедия. Теория и практика. Под редакцией Т. Б. Феличёвой 2018 год.
4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»