Елена Самохина
Логоритмические игры и упражнения для дома
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмические игры и упражнения дома
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического восприятия.
Публикация «Логоритмические игры и упражнения для дома» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи ребенка.
Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.
Все вышеперечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения, в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанность, естественно.
Стихотворения (речевые упражнения) чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям.
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп!
(круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)
Лады - лады, ладушки, горячи оладушки!
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на
выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
Упражнения на развитие музыкального ритма
1. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут
быстрее или бегут, и наоборот.
2. Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить.
3. Чтобы долго дом стоял, (дети сидят на полу скрестив ноги).
Чтобы прочным был он,
Надо аккуратно
Надо аккуратно
Забить гвозди в доски.
Справа тук! (Ударяют справа от себя)
Слева тук! (Ударяют слева от себя)
Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики
"Кто хозяин?"
Цель. Формировать навыки восприятия текста.
У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка
с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин
Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в
лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка. (По В. Осеевой.)
"Волшебная линия"
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона,
развивать речевой слух.
Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с
повышением основного тона, дети одновременно с ним рисуют в воздухе
стрелку, символизирующую повышение основного тона.
Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа
"Курочка и цыплята"
Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок
скороговорки, произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной
руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони
другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром
темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать, (медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята (быстрый темп).
Игры-упражнения для второго этапа работы
«Почемучки»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в
экспрессивной речи.
Материал. Сюжетные картинки.
Взрослый говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему
люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.
«Кто в каком домике живет?»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в
экспрессивной речи.
Взрослый предлагает ответить на вопросы: «Где живет белка?», «Кто
живет на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т. д. Следит за тем, чтобы при
ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.
Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят
шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой -делают «тарелку», показывая ее
всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем,
стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.
Как показывает практика, регулярное включение элементов логоритмики в музыкальное развитие детей способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.