Юлия Макарова
Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «логопсиходиагностики» сложилось в связи с развитием личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся. Эта система представленна в работах ряда авторов — Л. З. Андроновой, Б. З. Драпкина, Ю. Б. Некрасовой, Н. Л. Краповой, Е. Ю. Рау, В. М. Школовского. Все они являются последователями школы известного харьковского психотерапевта К. М. Дубровского.
Психотерапевтическое направление, связанное с именем К. М. Дубровского, получило свое развитие в середине 60-х годов. В дальнейшем оно оформилось его учениками в особую систему логопсихотерапевтических воздействий при коррекции заикания.
Публикация «Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход» размещена в разделах
В частности, логопсихотерапевтический подход представлен в работах Ю. Б. Некрасовой, а также Л. З. Андроновой и ее последователей.
Согласно логопсихотерапевтическому подходу заикание рассматривается как нарушение коммуникации, а реабилитация заикающихся должна быть связана не только с чисто логопедической работой, но и с так называемым процессом "лечебного перевоспитания". Главная цель — гармонизация личности и нормализация ее связей с окружающим миром.
Чтобы осуществить такое «перевоспитание», используется специальная система «саногенных психических состояний».
Логопедическое, психотерапевтическое и психологическое воздействия в методиках логопсихотерапевтического подхода опосредуют друг друга, а не осуществляются параллельно. Они взаимодополняют друг друга, сочетаются в приемах и методах.
Сам процесс реабилитации заикающихся не разбивается между разными специалистами, а проводится одним специалистом — логопсихотерапевтом. Логопсихотерапевт должен обладать знаниями и логопеда, и психотерапевта.
Ведущий принцип такого подхода — это принцип логопсиходиагностики. Он совмещает в себе традиционную педагогическую диагностику, которая направлена на изучение речи пациента, и диагностику его личностно-коммуникативных особенностей, независимо от клинической группы заикания (неврозоподобного или невротического типов).
Главной задачей логопсиходиагностики является составление «внутренней картины здоровья», а не выявление картины болезни пациента (согласно рекомендациям Ю. Б. Некрасовой). Логопсихотерапевт должен не акцентироваться на проблеме заикающегося, а искать пути наиболее комфортного и благоприятного развития его личности. Важно при этом предоставлять пациенту большие возможности для самореализации и самовыражения.
Таким образом, логопсиходиагностика совмещает одновременно две функции: диагностическую и психотерапевтическую. То есть мы должны только принимать во внимание проблемы заикающегося ребенка, учитывать их в ходе реабилитационного курса. Акцентироваться необходимо на поиске и развитии адаптивных черт личности, которые составляют внутренний «портрет неповторимости» человека.
Литература:
1. Андронова Л. З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. — М., 1990.
2. Андронова Л. З. Как лечить заикание. — М., 1993.
3. Дубровский К. М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы заседания Харьковского научного медицинского общества. — К., 1966.
4. Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. — М., 1997.
5. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.
6. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения // Вопросы психологии. — 1985. — №5.
7. Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. — М., 1992.